Инна Трегубова
Социально-психологический тренинг «Коммуникация — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Тема: «Коммуникация – это…»
подготовила педагог-психолог
Трегубова Инна Владимировна
МАДОУ д/с №7 п. Мулино
«Все великие события начинаются с общения.»
Скилеф
Пояснительная записка. Я И ДРУГОЙ. Как отдельный человек включен в систему отношений с другими? Множество рассуждений и теорий, но в самой обыденной практике – те же бесконечные вопросы, дилемма выбора, сложности отношений, попытки понять, объясниться, отстоять собственную позицию, быть вместе, но… отдельно. Жизнь и Судьба, Мужчина и Женщина, Я и Ты, Чук и Гек, А и Б… Видимо, самая соль вопроса – в этом самом маленьком «и»? В этом обычном соединительном союзе!
Публикация «Социально-психологический тренинг „Коммуникация — это…“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
О смысле этого «и» в партнерстве, в коммуникации, в межличностных отношениях – упражнения и задания этого СПТ.
- Человек около 45% времени своей жизни тратит на участие в процессе коммуникации, общения с другими и передачи информации.
- «ОБЩАТЬСЯ» - значит «делать общим», «разделять с партнером» не только информацию, но и наши сходства и различия.
- Процесс коммуникации – это процесс встречного движения и обоюдной ответственной работы. В процессе этом различают не менее четырех этапов:
1. Выразить себя, передать послание другому;
2. Получить раппорт – подтверждение от собеседника, что мое сообщение получено и понято конгруэнтно тому смыслу, которое я как «отправитель» вкладывал в него;
3. Выслушать соображения, эмоции, собеседника; эмпатично воспринять его позицию;
4. Подтвердить – раппорт – что его сообщение получено, воспринято и понято соответствующим образом. Проверить правильность понимания сообщения!
Цель: повышение уровня коммуникативных качеств педагогов- воспитателей, развитие партнерских отношений, снятие эмоционального напряжения.
Задачи: для эффективного общения освоить и применить на практике ряд коммуникативных навыков :
- уметь вступать в контакт, и заинтересованность в эффективной коммуникации;
- навыки приема, понимания и передачи информации;
- внимание к содержанию и форме коммуникации, концентрация на партнере;
- эмпатичность;
- позитивный настрой;
- гибкость мышления;
- креативность, творческая энергия и чувство юмора.
Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход и содержание СПТ
Правила круга:
1. Активность – групповая деятельность, в которой интенсивно д. б. включены все участники тренинга;
2. Партнерское общение – т. е. ни кто никого не оценивает, не обсуждает, что получилось, что нет;
3. Конфиденциальность – нет разглашения и обсуждения за пределами круга;
4. Правило «здесь и сейчас» - ориентация на то, чтобы предметом анализа были процессы, чувства и мысли появляющиеся в данный момент, сохранить направленность участников на обсуждение того, что происходит именно в группе, не отвлекаясь на интересные, но не относящиеся к тренингу темы разговора;
5. Открытость – открыто говорим о том, что происходит в позе и движении (ноги не скрещиваем, руки тоже, слушаем того кто говорит);
6. Не давать советы – совет отражает Ваш индивидуальный опыт, это Ваше субъективное мнение;
7. Правило «Я – высказывание» - говорим только от своего имени;
8. Правило «круга» - начинаем по часовой стрелке, один говорит – остальные слушают – приучаемся эффективно общаться, не опаздывать, удобная одежда, выключить телефоны;
9. Отрицая, предлагай!
«Все согласны?» …. Мы все приняли такое решение! Тогда начнем!»
Обсуждение ожиданий и опасений
В самом начале – несколько «контактеров» - упражнений, которые помогут нам физически разогреть участников в рамках парной/групповой работы, «запустить» партнерские отношения на самом начальном уровне.
«Поздороваться»
разными способами: скромно, как друзья, которые давно не виделись, как папуасы и т. д.
«Крест, кулак, ладонь» (Е. Г. Трошина,2007) стр. 127
«Спина к спине» стр. 126
«Ванька – встань-ка» стр. 127
«Человек к человеку» тетрадь
Основные условия конструктивного общения. Это:
- во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;
- во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
- в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.
Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская Основы конструктивного общения
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
-- Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
-- Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
-- Кинестетики –люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание, тактильные, мышечные ощущения, чувства) и с помощью движений.
Для визуального типа характерно:
1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
2. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
3. Красивый, аккуратный почерк.
4. Мало отвлекается на шум.
5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.)
7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Для аудиального типа характерно:
1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
3. Сильно отвлекается на шум.
4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
6. Аудит помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.
Для кинестетического типа характерно:
1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
4. Возможен неряшливый почерк.
5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновения, гибкий, хороший нюх и т. д.).
9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Умен ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаем мы, пока ты слова не сказал.
Саади
Ну что ж, на этом работа с «контактерами» закончена. Перейдем к другим упражнениям, помогающим нам развивать эффективную коммуникацию и партнерские отношения!
«Берег – море» стр. 142
«Психологическая дистанция» стр. 153
«Скала» стр. 158
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.