МААМ-картинки

Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок»

Елена Краснопеева
Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы

Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый - ребенок»; «ребенок- ребенок»

Цель: освоение педагогами техник, способствующих овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими.

Задачи:

1. Вызвать желание у воспитателей строить отношения с ребенком на основе равенства и уважения.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросе освоения детьми конструктивных способов общения с взрослыми и сверстниками.

Публикация «Социально-психологический семинар для педагогов „Конструктивное общение в паре „взрослый — ребенок“; „ребенок-ребенок“» размещена в разделах

3. Создать комфортную атмосферу, способствующую творческой активности педагогов.

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поговорить с вами о таком важном аспекте нашей жизни, как общение. Мы готовы предложить вам некоторые упражнения. Мы ждём от вас активного участия и надеемся, что в результате нашей встречи мы вместе с вами вспомним известные нам и найдём новые приёмы общения, которые можно использовать в работе, да и в жизни.

Хотелось бы начать с небольшой байки.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной. Какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.

Возможно, сегодня Вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как Вы это сделаете, как Вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения этого ребенка в его дальнейшей жизни.

Упражнение 1

Разбиться по парам (с соседом, сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы, написанные на листочках. Проследите за своими ощущениям как в тот момент, когда Вы слушаете, так и в тот, когда Вы говорите.

На повышенных тонах: Ты играл с этой игрушкой! Отнеси её на место!

Спокойным голосом: Ты играл с этой игрушкой? Отнеси её на место.

Повышенным тоном: Зачем ты так сделала! Это просто невыносимо!

Спокойным тоном: Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо, пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее.

Часто очень сложно говорить спокойно, более того, в некоторых случаях, это не сработает, но стоит постоянно отдавать себе отчет, когда повышенный тон идет на пользу, а когда нет.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, самостоятельность утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.

Часто можно наблюдать, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранит отмеченные выше проблемы. Конечно, основы поведения закладываются родителями, но наша задача показать другой вариант общения, хотя бы попытаться.

Итак, мы предлагаем Вам помнить три важных установки во время любого общения с детьми:

1. Я – образец для подражания. Именно такого отношения к себе я жду от детей.

2. Ребенок – личность. Я уважаю его мнение. Есть один прием, который позволяет показать это уважение на деле. Когда Вы разговариваете с ребенком – присядьте на корточки. Тогда ребенок сможет смотреть Вам в глаза не снизу вверх, а на уровне со своими глазами. Интересно, что, например, принц Вильямс именно так разговаривает с детьми, что часто попадает в объективы видеокамер.

3. Я – взрослый человек. Я задаю тон и вектор общения. Только я решаю, может ли ребенок вывести меня из равновесия или нет. Наверное, самое главное отличие зрелого человека – осознанность. Взрослый человек четко отдает себе отчет обо всех своих поступках.

А раз взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует, например, на психику человека постоянное повторение, казалось бы, безобидной частицы «НЕ»

Упражнение 2

«Жизнь без частицы «не»

Из педагогов выбирается желающий на роль ребенка. Остальные педагоги получают по стикеру. Каждый из педагогов подходит к «ребенку» и наклеивает на его одежду стикер, употребляя при этом фразу с частичкой «не». (Не спорь, не крутись). Делать это нужно без улыбки, без остановок.

Рефлексия (обратная связь) «ребенка» о его чувствах и ощущениях.

Вывод: Заменять слова с частичкой «не» на слова действия. Не беги- стой, не болтай - помолчи, не прыгай- сядь и т. д.

Упражнение 3

«Измени фразу»

Педагогам раздаются напечатанные предложения, в которых используется частица «не». Задание: изменить фразу, исключив частицу «не».

Часто частицу «НЕ» сложно сразу заменить в конкретной ситуации. Когда Саша уже бьет Машу, в первую очередь нужно остановить действие, а потом уже прокомментировать. В таких случаях нас выручает слово «СТОП», скажите ребенку: «стоп», а потом проговорите: «Драться запрещено». Очень важно говорить эти слова ровным, спокойным тоном, как будто Вы предлагаете просто выпить воды. Эмоциональный посыл должен быть без агрессии. Давайте потренируемся.

Упражнение 4

«Ситуация – слово педагога»

Помните предыдущее правило, заменять частицу «Не» другими словами

Пример: Ребенок бежит по группе – Стоп. По группе мы ходим шагом.

Очень часто при взаимодействии детей случаются конфликтные ситуации. Бывали такие ситуации у вас?

И что делает ребенок, которого «обидели»? (Бежит к воспитателю; лезет в драку; сначала лезет в драку, а потом бежит к воспитателю). Наша задача – научить ребенка самостоятельно, без помощи воспитателя и без применения кулаков решать конфликтные ситуации.

Давайте потренируемся, что должен сказать воспитатель при виде конкретной ситуации (нужно научить ребенка самостоятельно решать такие ситуации в дальнейшем)

Упражнение 5

«Решение конфликтных ситуаций»

Спор за игрушку

Спор за стул

Совместная деятельность педагога с детьми по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж. В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя.

А теперь давайте представим ситуацию, когда двое взрослых разговаривают, а ребенку нужно обратиться к педагогу. Чтобы дать возможность ребенку обратиться ко взрослому, при этом не перебив его разговор с другим человеком, научите детей такому приему:

Ребенок, которому нужно обратиться к разговаривающему взрослому, может просто подойти и дотронуться до руки нужного педагога. Педагог, увидит, что нужен ребенку, закончит разговор и обратится к ребенку.

Но, конечно, все мы люди, быть эмоционально уравновешенными всегда на 100% очень сложно. Мы предложим Вам пару приемов, которые помогут сохранить Вашу нервную систему.

1. Сдавать себя в аренду

2. Я большая и могучая гора.

3. Упражнение на снижение эмоционального напряжения.

Мы надеемся, что наш семинар был интересен и полезен для вас. Подводя итоги нашего семинара, мы хотели бы вам раздать на память вот такие памятки с основными приёмами общения, о которых шла сегодня речь.

Один человек сказал: «Нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям».

Давайте же будем всегда помнить, что одну и ту же информацию можно донести до человека с разным эмоциональным посылом, давайте уважать личность в каждом из окружающих, давайте помнить, что все мы разные. Давайте беречь другу друга.

Приложение

Фразы с частичкой «не»

«Не ходи туда» «Оставайся здесь», «Оставайся в пределах этой площадки»», «Стой»

«Не упади» "Осторожно, ты МОЖЕШЬ упасть", "Повнимательнее, в этом месте"

«Не бегай» "Прекрати бегать"

«Не трогай стены» «Перестань трогать»

«Не плачь" «Прекрати плакать»

«Не кричи» «Давай говорить тихо», «Я тебя слышу»

«Не бери камень» «Камень грязный»

«Не дерись» «Драться плохо» «Зачем ты ударил Сашу? Ему очень больно и обидно».

“Ляжешь ты, наконец, спать!” “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

«Я разрешаю тебе не спать, но лежать надо тихо- тихо»

“Сколько раз повторять” «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали»

«Не прыгай» «Сядь» «Остановись»

Упражнение для саморегуляции

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

«Остановитесь и подышите»

А. Когда вторгаются нежелательные мысли, заставляющие вас нервничать, вы можете мысленно очень четко и ясно представить свой голос, приказывающий: «Остановись!»

Б. Теперь переключите внимание на дыхание. Дышите животом медленно и глубоко. Положите руку на живот и убедитесь, что вы дышите правильно.

В. Начните счет при дыхании. Считайте каждый раз, когда выдыхаете. Раз, два, три, четыре. Считайте до четырех - и опять сначала. Не думайте ни о чем, кроме дыхания. Продолжайте выполнять упражнение до тех пор, пока не расслабитесь. Повторяете его каждый раз, когда в голову приходят расстраивающие вас мысли.

Публикации по теме:

Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога» Аутистичный ребенок: теория и практика работы психолога Форма занятия: Интерактивный семинар Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных.

Я — взрослый, ты — ребенок, мы — сила! Взаимосвязь детского сада и семьиЯ — взрослый, ты — ребенок, мы — сила! Взаимосвязь детского сада и семьи Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая,самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Консультация «Конфликты. Причины конфликтов Ребенок-Взрослый. Способы разрешения» Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную зависимость.

Консультация для родителей «Леворукий ребенок» В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их.

Консультация для родителей «Ребенок с ОВЗ» Дети с ОВЗ. Кто они? Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся.

Психологический тренинг для старших дошкольников «Кто такой уникальный ребенок» 1. Знакомство «Снежный ком» а)Участники (дети) по очереди называют свое имя и прилагательное на ту же букву, что и имя, отражающие его личные.

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость» Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости.

Семинар-практикум для родителей «Здоровая семья — здоровый ребенок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.

Семинар-практикум для родителей с детьми «Умный ребенок — здоровый ребенок» Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст) Актуальность темы работы.

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 06:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Краснопеева (УИ 221101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД