Нина Осмиченко
Консультация для родителей «Леворукий ребенок»
▼ Скачать +Заказ
В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.
Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.
Публикация «Консультация для родителей „Леворукий ребенок“» размещена в разделах
Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании, перемещении предметов, рисовании и письме. Иногда предпочтение той или иной руки проявляется очень рано в первые месяцы после рождения, но может быть и так, что доминантная рука проявит себя и позже. Доминантными является не только рука, но и глаз, ухо, нога. Считается, что доминантным является то полушарие, которое управляет речью – выражением и пониманием мыслей, вербальным (речевым, рациональным мышлением. Сегодня такая позиция пересматривается. Все больше и больше придают значение эмоциональной жизни человека и оба полушария рассматриваются как дополняющие и отчасти перекрывающие друг друга, хотя все-таки левому полушарию, управляющему вербальным интеллектом, придают большее значение.
Еще недавно считалось, что леворукий ребенок – это проблема и давались настоятельные рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время доказано, что леворукость явление нормальное и от переучивания следует отказаться, так как это может привести к серьезным нарушениям в развитии. Поэтому если ребенок – левша, отнеситесь к этому спокойно: Ребенок не требует никакого особого подхода. При занятиях живописью, рисовании, письме, рукоделии у левшей не возникает никаких особых проблем в обучении по сравнению с праворукими детьми. Они могут быть такими же ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, могут испытывать проблемы в обучении письму, как это происходит и у всех других детей.
Однако, есть некоторые рекомендации, которые нужно соблюдать. Следите за тем, как ребенок держит карандаш или ручку между указательным, большим и средним пальцами, когда он пишет. Левый край руки должен лежать на листе. Многие левши пишут с позицией руки «дугой». Раньше это считалось неправильной постановкой руки и ее пытались исправлять. В настоящее время большинство специалистов придерживается мнения, что такая постановка руки может определяться психофизиологические, локализацией движения у речевого центра. Поэтому такая постановка руки допускается. Следите за тем, чтобы тетрадь Вашего ребенка была наклонена так, чтобы правый угол был направлен в сторону тела.
Постарайтесь установить как можно раньше, какую руку предпочитает ребенок и после этого поддерживайте его в том, чтобы пользоваться этой рукой, как доминантной. Если вы заметите, что ребенок напряжен во время занятий, то дайте ему возможность делать небольшие паузы и упражнения на расслабление руки. Следите за правильной осанкой ребенка : его левое плечо должно немного выдаваться вперед. Помните, что характер движения леворукого ребенка при письме отличается от праворукого. Последний как бы «тянет» письмо за собой, его движения тянущие, в то время, как левша «толкает», его движения толкающие. Этот иной характер движения для левши естественный. Предупредите учителя о том, что ребенок левша и определите стратегию взаимодействия – не переучивать ребенка. Найдите для ребенка подходящее и удобное место.
Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.
Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.
У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.
Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.
Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.
Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.
Как определить, ребенок – левша или правша?
Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения право- или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия. Когда ваш ребенок станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша.
• Игра в мяч. Мяч можно заменить мягкой игрушкой или другим легким предметом.
• Возьмите два шнурка средней толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша, чтобы он их развязал.
• Попросите малыша вам помочь вытереть со стола пыль влажной тряпочкой.
• Попросите малыша собрать разбросанные игрушки и другие вещи.
В то время, как ваш малыш выполняет эти задания, наблюдайте, какой рукой он больше работает, то есть какой собирает игрушки, открывает крышки, кидает мяч и так далее.