Елена Антонцева
Социально-педагогический проект «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Мы – исследователи»
Тип проекта : социально- педагогический
Основные разработчики проекта Воспитатель : Антонцева Е. Н.
Тип проекта познавательно-исследовательский
Публикация «Социально-педагогический проект „Мы — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Цель проекта Способствовать успешной социализации воспитанников с различной степенью умственной отсталости, через экспериментально – исследовательскую деятельность
Задачи проекта -Учить применять полученные знания в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности
-Расширять представления детей о физических свойствах предметов окружающего мира с целью их практического применения
-Развивать логическое мышление; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи
Формировать наблюдательность, умение запоминать, сравнивать, экспериментировать
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Адресат проекта : Дети от 5 до 7 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Срок реализации проекта 1 год
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Социализация детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Основные принципы реализации проекта -принцип государственной политики РФ в области образования;
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
-принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков в различные жизненные ситуации; -
-принцип направленности на формирование деятельности
Средства реализации Компьютер, телевизор, мини-лаборатория, иллюстрации, книги
Доступность реализации проекта Доступно для детей с ментальными нарушениями Возможность многократного запуска повторных циклов занятий
Организация контроля за выполнением проекта Виды основного контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Заключительный.
Вспомогательные виды контроля:
- Общий контроль за изменениями - координация изменений по проекту в целом;
- Ведение отчетности по проекту - сбор и предоставление отчетной информации о ходе реализации проекта, учитывая прогноз последствий отклонений;
- Контроль расписания - контроль изменений в календарном плане проекта.
Календарно-тематический план
Дата Темы игр-
экспериментов Программное содержание Материалы и оборудование
ноябрь 1.«Воздух повсюду»
способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха (прозрачный, легкий); подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас; формировать представления о ветре и его свойстве, что он невидимый, что ветерок может быть сильным и слабым может быть теплым и прохладным воздушные шарики, вертушка, картонка (веер, ватка на нитке,
2. «Послушный ветерок»
Игры «С султанчиками и вертушками».
расширять представление об окружающем мире, учить принимать участие в экспериментах, формировать представление о том, что ветра имеют разное направление и силу, знакомить с правилами безопасности в случае сильного ветра. веер, коробочка с подарками, вертушки на каждого ребенка, игрушка зайчик - Любознайчик
3. «Что в пакете?»
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; воспитывать навыки здорового образа жизни. полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, тазик с водой, стеклянные шарики
4. Опыт с соломинкой»
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. трубочки каждому ребенку, игрушка, стаканчики с водой
декабрь 5. Игры с воздушными шарами
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха связка надувных шариков, по 1 шарику на ребенка, нитки, палочка с 2-мя шариками, подвешенная к потолку горизонтально, персонаж Вини-Пуха.
6. Мыло-фокусник.
знакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое); уточнить и закрепить знания детей об использовании мыла в повседневной жизни; выявить свойства мыла и сравнить качественные характеристики мыла разного вида; закрепить знания детей о геометрических формах (овальная, прямоугольная и других); учить воспроизводить алгоритм действия эксперимента по опорным картинкам; побуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, воспитывать чувство коллективизма, социализации посылка с мылом разного цвета и формы, жидкое мыло; трубочки, стаканчики по количеству детей, перышки, камешки, картинки, 2 воздушных шарика
7. «Мыльный пузырь на ладони»
Знакомить детей со способами образования мыльных пузырей, развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования; учить самостоятельно, проводить «исследование», знакомить с правилами безопасного пользования мылом; размышлять Воздушный шар, красивая пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, кусочки мыла, коктейльные трубочки.
8. «Пузырь в пузыре»
Знакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность; развивать у них исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике. Трубочки по количеству детей, мыльный раствор, салфетки
январь 9. Мыльные пузыри на морозе
Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на морозе
Трубочки по количеству детей, мыльный раствор, салфетки
10. Игра- опыт «Игры с водой».
Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес);
закреплять знания детей о пользе, значении воды в жизни человека емкость с водой, емкости различной формы (широкой, узкой, колбообразной, квадратной, перчатки резиновые); стакан молока; различные мелкие предметы (металлические монеты, камешки, ракушки); фартуки, шапочки, листы бумаги, карандаши, мини – плакат «Вода принимает форму сосуда», «Вода прозрачна».
11. «Вода не имеет формы
Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.
12. Вода - жидкая, может течь (переливание воды)
Дать представление, что при переливании воды образуются брызги; в ней растворяются другие вещества Сосуды разной формы и объема, вода, акварельные краски
февраль 13. «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
(вода замерзает)
Уточнить знания детей о воде разной температуры. Дать представление детям о воде, как о среде обитания растений и животных; знакомить с правилами безопасности стаканчики с водой разной температуры, рисунки, фотографии водоемов и водных с водой
14.«Лед легче воды»
(свойства льда)
Знакомить детей со свойствами льда, создать условия для формирования у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности; формировать знания о технике безопасности на льду зимой и весной.
Полупрозрачная трубочка, кусочек пластилина, маркер или фломастер, стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, большая емкость для воды, человечек-лего, кубики льда,
15. Куда исчез снег (лед?
Определить, что лед, снег тает от тепла, в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится; знакомить с правилами безопасности кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.
16. Снег и его свойства
Уточнять и расширять представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию. иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; музыка завывания вьюги, темная бумага в форме розетты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.
март 17. Откуда берется иней?
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах снега; развивать познавательные интересы детей в процессе 2 ёмкости с теплой водой; ведерки с лопатками; лупы, формочки, ёмкости с цветной водой; кусочки льда, бумаги бархатные черных цветов, термос; 3 стакана; тарелочки.
18. Лед – твердая вода (Сосульки)
Знакомить с сезонными изменениями в природе, учить находить причинно-следственные связи: светит солнце, нагревается крыша, тает лежащий на ней снег, капают сосульки, которые вечером замерзают
19. Песочная страна
Через игры и опыты учить детей определять физические свойства песка.
Формировать первичные представления о песке и его свойствах, формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов. Помочь детям освоить новый способ рисования песком на светящемся столе. Соблюдать меры безопасности. фартуки и нарукавники, песочница с песком, фигурки из киндер-сюрприза, трубочки, лупа, листы белой бумаги, одноразовые стаканы, ложки, формочки, воронки, салфетки, бутылочки с водой, палочки, тарелочки с песком, световые столы, украшение для картины, демонстрационный материал, магнитные доски, медали для детей «Юный учёный».
20. Теплый — холодный
(песок)
Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка, различать на ощупь его температуру; знакомить с правилами безопасности; учить осторожности и аккуратности в работе с песком большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.
апрель 21. Песок мокрый (сухой). Его свойства
познакомить детей с опытами, из которых можно понять, какими свойствами обладает песок: знакомить со свойствами мокрого и сухого песка; знакомить с его значением в жизни человека; продолжать соблюдать правила безопасности с песком прозрачные стаканчики, песок, пластиковые бутылки 0.5 л. с водой, весы, трубочки для коктейля, пластмассовые тарелочки желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, тарелки белые бумажные одноразовые, салфетки влажные, мерные ложечки, воронки, формочки для песка, иллюстрации на тему: «Где используется песок?», разрезные картинки с изображением солнца и капельки воды, картинки обозначающие свойства песка.
22. Имеет ли песок форму?
продолжать знакомить со свойствами песка с целью практического применения их в жизни; учить принимать участие в экспериментировании; помочь сделать выводы, весы, песок, картины (схемы)
23. Знакомство с глиной. Ее свойства
Познакомить детей с природным материалом - глиной, рассказать о некоторых свойствах и качествах глины, сформулировать правила обращения с глиняными предметами. Чтение русской народной сказки «Глиняный парень». Расширять знания людей о свойствах глины; закрепить знания и умение соблюдать правила гигиены труда, воспитывать трудолюбие и взаимопомощь. ком глины, емкость с водой, высушенная чашечка из глины, образцы предметов, сделанных из глины, русская народная сказка «Глиняный парень»
24. Из чего состоят песок и глина?
Выявить характерные свойства песка и глины; знакомить с правилами безопасности; дать представление о практическом применении природных материалов (песка и глины) ноутбук, презентация, образцы песка и глины для определения свойств, ручные лупы, бумажные салфетки, листы бумаги.
май 25. Пропускаем воду через песок, глину и камешки.
Дать представление о том, что песок и глина по-разному впитывают воду
Песок, камешки, глина, 3 бутылочки с обрезанным дном, вода, мисочки для стекания воды, салфетки
26. Свойства влажной глины и песка
Дать представление, что влажная глина хорошо лепиться, сохраняет форму после высыхания; песок рассыпается Дощечки, стеки для лепки, глина, песок, вода салфетки, таз с водой
27. Песок и глина (итоговое занятие)
Закреплять знания детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду, сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
посылка с мешочками с глиной и песком; стаканы с песком и глиной; листы бумаги; лупы; лопаточки или пластиковые маленькие ложечки;
поднос на каждого ребенка; столы с песком и водой; картинка замка из кирпича;
красный кирпич; бумажные полотенца для рук
28. Бумага, ее свойства и виды
Дать представление о свойствах и видах разных видов бумаги;
развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность; учить проводить опыты и эксперименты; воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
июнь 29. «Волшебная варежка»
Продолжать знакомить со свойствами магнита, различать из каких материалов изготовлен предмет, развивать любознательность, желание принимать участие в исследовательской деятельности магнит, нарисованный на листе картона лабиринт, ключ, посылка с варежками и различные предметы (бумага, мех, дерево, металл, пластмасс, письмо от Знайки.
30. Как достать ключ из стакана, не замочив рук?
Знакомить с понятием «магнитные сила», формировать представление о свойствах магнита, знакомить с практическим применением магнита в жизни людей, учить продолжать самостоятельно принимать решения, проверять их; делать выводы, развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. магнит, стеклянный и пластмассовый стаканы с водой, ключ (скрепка)
31. «Лабиринт» («Живые бабочки»)
продолжать знакомить со свойствами магнита, формировать познавательный интересу детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
магниты, нарисованный на листе картона лабиринт, ключ,
листы картона, магниты, мелкие металлические игрушки (бабочки с приклеенными скрепками) по количеству детей,
32. Что спрятано в песке?
продолжать знакомить с понятием «магнитная сила», отличать металлические предметы от других предметов; помочь сделать вывод: магнитная сила свободно проходит через песок Стол-песочница, различные предметы: карандаш, бумага, пуговица, ключ, гвоздь, скрепка, кнопка, булавка, компас, картинки Незнайка, велосипед, винтики, гайки, шайбочки, болтики
33. В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича
познакомить со свойствами и качествами дерева и металла.
Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки и свойства материала.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
картинки с изображением металлических и неметаллических предметов, большой гвоздь, карандаш, деревянный брусок, металлическая пластика, деревянные палочки, таз с водой, молоток, пинцет, тарелка с горячей водой.
34. Что растворяется в воде?
Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде; Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет; Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами; Развивать исследовательскую деятельность детей.
Сахар, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому, упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
35. Ловим радугу
Познакомить воспитанников со способами получения радуги в домашних условиях; Расширять знания детей о радуге как о природном явлении; Создать условия для исследования с различными материалами и оборудованием; Закреплять правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
.
инсталляция «Радуга»; иллюстрации: «Радуга», «Как появляется радуга», «Разновидности радуги»; карточка – опорная схема «Правила поведения в лаборатории», картины - репродукции художников: таз с водой, зеркало, фонарик, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки, мыльные пузыри на каждого ребенка, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и листы альбома на каждого ребенка; аудиозапись «Улыбка», «Радуга желаний»; халаты на каждого ребенка.
36. «Игры с песком»
закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей. большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.
август 37. «Таинственные картинки»
Познакомить со свойством стекла; Формировать умения выделять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала. Закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой. изделия из стекла: тонкие и ребристые стаканы; вазочки; бутылочки; разнообразные флаконы, письмо, бутылочка с водой; стаканчик, цветные стекла
38. «Волшебные краски»
Способствовать развитию познавательного интереса детей; расширять представления детей о получении нового цвета, оттенка (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого, розового) путём смешивания красок; формировать умение находить способы решения различных проблем с помощью пробующих действий, делать выводы на основе практических опытов гуашь, кисти, баночки для воды, палитры, салфетки бумажные и тряпочные, листы бумаги, ватман.
39. «Откуда дождь пришёл?»
Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах; Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.
Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.
40. Шоу фокусников
Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства. блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника