Юлия Новикова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников в условиях взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие, социально-коммуникативное развитие, педагогическая деятельность, дошкольное образование, игровая деятельность.
Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
• трудовых навыков;
• знаний;
• норм, ценностей, традиций, правил;
• социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет высокие требования к уровню сформированности социально-коммуникативных качеств личности ребенка. Современное общество нуждается в активных, инициативных, коммуникабельных личностях, способных на самостоятельные поступки и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующих с окружающим миром.
Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и потребность инноваций в процессе педагогического управления им. Выготский Л. С., в теории культурно-исторического развития психики, обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2, с. 103].
Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е. А. Аркина, Л. Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В. В. Абраменковой, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Целью нашей работы является: исследование эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросе социально-личностного развития дошкольников.
Социализация личности начинается с первых лет жизни. В раннем возрасте, в процессе взаимодействия с близкими ему взрослыми ребенок постигает первые уроки социализации, формируются начальные представления об обществе, правилах поведения в социуме. Семья является главной общественной площадкой, на которой непрерывно происходит передача социальных и культурных ценностей, формируются первичные моральные и нравственные качества личности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. О. В. Солодянникова отмечает, что ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и его мировосприятие [7,38].
Первым институтом социализации для ребенка является детский сад. Именно в дошкольном учреждении ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.
Дошкольное образование в Республике направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста[1, п. 1.8]. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» нацеливает педагогов ДОУ на формирование у дошкольников представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников [2,22].
Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.
Опираясь на возрастные особенности дошкольников педагоги ДОУ проводят целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию социально-коммуникативных качеств и потребностей ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс имеет большую эффективность при расширении использования в работе с дошкольниками игровой деятельности. Так как именно игровая деятельность позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать больше условий для проявления им самостоятельности, активизации его познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности [5,477].
Благодаря игре личность ребё нка совершенствуется:
• Развивается мотивационно - потребностная сфера;
• Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
• Развивается произвольность поведения;
• Развиваются умственные действия.
К сожалению, из результатов анкетирования, индивидуальных бесед мы можем сделать вывод, что родители, имеют слабое представления о ценности игры, в силу каких-либо причин сами они редко играют с детьми дома. Главной задачей дошкольного образования родители видят в обучении детей, как можно раньше, счету и чтению. А. С. Макаренко отмечал: «у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра». Принятие родителями этого высказывания как истины, как девиза для совместной деятельности с детьми, Является
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.
К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей :
• открытость детского сада для семьи;
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах.
Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, взаимоуважения, признания роли каждого из участников воспитательного процесса в становлении и развитии личности ребенка.
В нашем дошкольном учреждении используются различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников :
• Наглядная пропаганда. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, в которой организован родительский уголок. Информационное наполнение уголка яркое, привлекающее внимание. Педагоги ДОУ регулярно обновляют консультативную информацию, создают стенды: «Наше творчество», «Наши достижения», фото отчеты проведенных совместных мероприятий и акций.
• Родительские собрания проходят в группе, используются различные формы организации (круглые столы, педагогические гостиные). Так на февраль текущего учебного года в нашей группе (1 младшая группа) запланировано родительское собрание, в ходе которого родителям будет предложено поиграть в сказку «Мишка в детском саду». Целью проведения театрализованной игры является снижение тревожности родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ.
• Дни открытых дверей у нас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
• Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (Веселые старты, День Нептуна, Новогодняя сказка и др., где последние выступают полноправными участниками. Родители принимают активное участие в пошиве костюмов, изготовлении декораций, большая работа проводится по разучиванию стихов, песен, изготовлению подарков. С большим удовольствием все большее количество родителей принимает участие в районных конкурсах рисунков, творческих работ и др. Нами была организована и проведена экологическая акция «Берегите птиц!» в ходе которой родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала кормушки для птиц.
• Так как современные родители не на минуту не выпускают из рук всевозможные гаджеты, мною было принято решение о создании консультативной, информационной группы в интернет ресурсе ВКонтакте, что способствует сплочению и неформальному общению родителей.
Семья и дошкольное учреждение – это два кита, совместная эффективная деятельность которых способствует успешному социально-личностному развитию ребенка.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.
Наша общая задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.