Приложение МААМ

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до

Ирина Кравченко
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Мне, педагогу – психологу по образованию, эта тема сегодня кажется особенно актуальной, в связи с переходом на стандарт дошкольного образования. Социальное развитие - одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная моя цель как педагога - создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Публикация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах

В сфере социально-личностного развития основными направлениями, для педагогической работы, являются:

- формирование у ребенка положительного отношения к себе и

представления о себе;

- формирование социальных навыков;

- развитие игровой деятельности;

- общение со сверстниками.

Исходя из этого, вытекают задачи педагогической деятельности:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы реализации данных задач:

- фронтальные и подгрупповые;

- индивидуальная работа;

- создание предметно-развивающей среды : психологический уголок,

патриотический уголок «Моя страна»;

- уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «Моя семья»,

«Уголки ряженья»;

- организация работы по социально-личностному развитию в свободной

деятельности детей : игры - упражнения, снижающие психологическую

напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления

дивиантного поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором,

поговорок о дружбе, правилах поведения, создание фотоальбомов:

«Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и

т. д.

В начале работы мною было составлено перспективное планирование, подобраны темы, продумано содержание, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей. Весь материал в плане был распределён по трё м блокам:

- «Ребёнок и взрослые»,

- «Ребёнок и сверстники»,

- «Отношение ребёнка к самому себе».

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определялась основная деятельность детей, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем – познавательная деятельность. Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры: творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации. Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. С момента поступления детей в группу я активно вовлекала их в игры – имитации. Дети подражали действиям разных животных, а также передавали образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводили разные настроения зверей (добрый - злой, веселый – грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Для работы с детьми я подобрала игры:

- на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного

возраста;

- на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у

детей;

- на преодоление негативных эмоций, гнева;

- на формирование культуры общения.

Содержание игр, упражнений, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» учу детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаю детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие. Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым; предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т. п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.

Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Поэтому ежедневно приучаю детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать мне и младшему воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. В течение дня организую с детьми игры-забавы и дидактические игры, создаю условия для развития у детей общения со сверстниками, помогая им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Организуя разные виды совместных игр, я тактично разрешаю возникающие конфликты, сближаю детей друг с другом, поддерживаю интерес к сверстникам.

В летний оздоровительный период в нашей группе прошли тематические праздники и развлечения :

- «Что значит быть вежливым»,

- «Дарите людям доброту!»,

- «Всем советуем дружить»,

- речевая акция «Сорные слова».

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен - все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания. В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это принципы:

- открытости;

- гибкого зонирования;

- стабильности - динамичности;

- полифункциональности ;

- гендерный подход.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду, учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, экспериментально – исследовательской деятельностью и т. д. В целом в группе царит обстановка уюта и комфорта, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Реализуя поставленные задачи, уделяла огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, т. к. нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В целях обеспечения социального партнёрства составлен план работы с родителями в этом направлении. Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе использовались открытые занятия: «Ты и твоё имя», «Мой друг», совместные праздники, оформление уголка в группе «Моя семья», проведение консультаций и оформление информации на стенде по темам: «Воспитание чувств», «Родительская любовь», проведение фотовыставок «Загляните в семейный альбом», «Я с мамой» и др. Я старалась возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития.

Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка – это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогают им успешно встроиться в современный окружающий мир. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. А наша основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС до Добрый день уважаемые коллеги. Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Цель: способствовать дальнейшему обновлению.

Конструирование ​как средство развития познавательных способностей детей  дошкольного возраста в условиях введения ФГОС Слайд №1 Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется отчет по первой годовой задаче «Развитие познавательной и творческой возможности.

Консультация к педсовету «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОНР в условиях ФГОС  Социально-коммуникативное развитие детей с ОНР в условиях ФГОС ДО, Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников в условиях.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Именно творческая деятельность человека делает.

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. (А. М. Горький) В работе с детьми дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 26 июля 2019 в 19:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кравченко (УИ 230298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД