Зухра Акрамова
Современные формы взаимодействия с родителями в процессе патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Акрамова Зугра Рифовна, воспитатель
МАДОУ д/с №1 г. Верхняя Пышма
Современные формы взаимодействия с родителями в процессе патриотического воспитания дошкольн иков
В последнее время чрезвычайную значимость приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания. Материальные ценности во многих семьях доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине отошли на второй план. А ведь именно гражданственность и патриотизм – основа жизнеспособности любого государства. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута и в государственной программе «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2010-2015г. г.», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» также подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России…»
Публикация «Современные формы взаимодействия с родителями в процессе патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Всё это начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Таким образом, можно сказать, одна из основных целей взаимодействия с родителями дошкольников – это воспитание патриота своей Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Организация работы по патриотическому воспитанию детей осуществляется через разные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Это могут быть консультации, тематические встречи, совместные физкультурные досуги, праздники, музыкальные развлечения совместно с родителями, детские работы, выполненные вместе с родителями, тематические выставки, совместное с родителями создание фотоальбомов, газет.
Знакомство с двором, с улицей, на которой живут дети, находится детский сад кладут начало формированию представлений о родном городе, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю. Также одной из форм работ на данном этапе может стать составление совместно с родителями схемы микрорайона с планом дороги из дома в детский сад, с обозначением названия улиц, мест перехода через дорогу и т. д.
Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен свей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевого прошлого страны. Для воспитания у ребёнка любви к родному городу, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами родного города. Родители имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города. И здесь очень важно объяснить родителям важность и необходимость таких экскурсий. Ведь от того, какими глазами ребёнок впервые увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлёк он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит становление личности гражданина.
Важно подчеркнуть, что в последние годы появилась возможность активного вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания через использование информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников.
ИКТ позволяют на качественно новом уровне осуществлять традиционные формы взаимодействия : проводить социально-педагогические опросы и анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Большой интерес вызывает такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их более эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Например, проводились праздники, посвященные народному искусству, цель которых – обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа. Дети рассказывали о своих далёких предках. Родители подключались к рассказам об истории своей фамилии, представляя свои презентации с использованием ИКТ.
В сотрудничестве с семьёй по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: стенгазеты, буклеты, папки-передвижки, памятки-рекомендации, фотовыставки. Использование технических средств ИКТ позволяет сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Также и сами родители активно используют возможности ИКТ, например привозят свои фото и видео-отчёты о поездках с семьёй и делятся своими наблюдениями и впечатлениями во время специально организованных мероприятий. Например, одна их форм такого взаимодействия, которая широко практикуется в нашем детском саду – мероприятие «Гость группы», на котором родители рассказывают детям об увлечениях в своей семье, совместном отдыхе, в том числе и с использованием презентаций и видеорепортажей из семейного архива. Нашим детям очень нравятся такие встречи, они больше узнают друг о друге, учатся гордиться своей семьёй, родителями.
В результате совместной работы по патриотическому воспитанию повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье, родители начали применять разнообразные формы и методы патриотического воспитания : экскурсии, беседы, чтение литературы, труд в природе и т. д. произошёл обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями. Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ. Родители становятся активными участниками жизни детского сада.
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания патриотов особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.