Костюк Надежда Геннадиевна
Социально-комуникативное развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших этапов в жизни ребёнка является дошкольный возраст. В этот период его психическое развитие идёт бурно и стремительно. На этой ступени ребёнок становится более или менее самостоятельным, начинает вести социально коммуникативную и активную жизнь.
Детский сад становится основным институтом социализации, где актуальной задачей дошкольного образования является организация необходимых условий для благополучной социализации детей. В ФГОС ДО подчеркивается значимость социально-личностного развития ребенка. В образовательной области «Социально коммуникативное развитие» предусмотрено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.» [11].
Публикация «Социально-комуникативное развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Наиболее результативный вид деятельности, оказывающий воздействие на эффективное социально коммуникативное развитие ребенка, является игра. В игре дети решают различные ситуации и конфликты, выражают свое одобрение или недовольство, тем самым выстраивается своеобразная форма мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать друг с другом.
Развитию социально коммуникативной культуры воспитанников является помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают формировать навыки к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта. Необходимость раннего формирования у детей знаний о социальных нормах и правилах поведения в обществе обусловлена тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм поведения. Дети, часто не умеют общаться со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к взрослым.
Для развития и формирования социально коммуникативных способностей выделяют направления, показывающий максимальный результат любительский театр и игровая деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет воспитанникам обогатить собственный словарь. Проигрывая сценки из сказок, перевоплощаясь одного из персонажей, ребёнок получает возможность взглянуть на окружающий мир другими глазами.
Кроме того, если дошкольник не готов проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он приобретает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.
Подвижные игры являются действенным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.
В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.
Одной из самой ключевой игрой для развития и формирования социально коммуникативных способностей является сюжетно ролевая игра, которая даёт возможность поддерживать ролевые отношения с позиции персонажа и реальных отношений в качестве партнёров по игре.
Также следует выделить и дидактические игры, сконцентрированные на конкретные умения и навыки, необходимые для благополучного общения. Комбинация обоих методов, систематически используемых в дошкольном возрасте результативно готовят воспитанника к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогом и сверстниками.
Главная задача ДОУ повышение социально коммуникативного развития воспитанников в современных условиях, переходя к новому качеству социально коммуникативного развития непросто, поскольку требуется другой, более сложный уровень мышления. Мыслить «по старому» значит сталкиваться с сопротивлением современных требований.
На сегодняшний день идет поиск новых путей развития социально коммуникативных навыков, включая в себя современные требования.
Современная работа с воспитанниками детского сада может основываться на основных тезисах, обуславливая его содержание, организацию и методику.
1. На основе доброжелательной критики и самокритики взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей.
2. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и способности.
3. Системность и последовательность работы.
4. Создавать благоприятные условия, реализовывать всевозможные формы игр.
Разностороннее педагогическое развитие воспитателя предусматривает ознакомление с основами теоретических знаний и практической работы с детьми.
Социально коммуникативное развитие в современных требованиях зависит и от самого воспитателя детского сада. Чуткость, доверительный тон вызывает ответное желание поделиться своими переживаниями у ребенка.
Социально коммуникативное развитие в современных условиях нужно, прежде всего, для детей.
Таким образом, описанные формы и методы помогут подвести к пониманию того, что невозможно дать готовые способы, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которые необходимо применять к индивидуальности ребёнка.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Питер, 2014. – 464 с.
2. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание – 2000. – №1. – С. 41-49с.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
4. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 3 е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.