Оксана Ермилова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством танца
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально - коммуникативное развитие дошкольников посредством танца»
Пришел как - то человек к мудрецу и сказал ему:
"О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи,
красоту от безобразия.
Научи меня радости жизни. "
Подумал Мудрец и…
научил Человека танцевать.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Развитие общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми является важнейшим направлением развития детей. Именно в дошкольном периоде происходит первый опыт отношений ребёнка с детьми своего возраста, и этот опыт станет фундаментом для его дальнейшего нравственного и социального развития. Ведь уже здесь в ребёнке начинает формироваться отношение к себе, к окружающим, в целом к миру. И к сожалению, часто это отношение несёт в себе негативные эмоции. Ведь именно детские коллективы в сравнении со взрослыми отличаются повышенной конфликтностью и эмоциональной напряжённостью.
Каждый педагог-дошкольник должен осознавать важность и свою ответственность в том, чтобы помочь детям выстраивать общение на позитиве, а значит помочь им развить свои коммуникативные способности.
В связи с этим нам важно понимать, какие аспекты влияют на положение ребёнка в группе сверстников. Как известно, активные и познавательные дети, умеющие выстраивать взаимоотношения с детьми своего возраста и взрослыми, легко адаптируются в новых коллективах и достаточно быстро могут усвоить новые правила общения. Потому развивать навыки общения - важная задача, которую я стараюсь решить на своих занятиях с дошкольниками. А в работе со старшими дошкольниками эта задача приобретает особенную значимость. Ведь впереди у них школьный период, а значит новые требования к навыкам и умению общаться.
Различные виды деятельности дошкольников, в разной степени осуществляют общение и взаимодействие детей. Музыкальная деятельность дошкольников также призвана помочь им лучше узнать себя и своих сверстников. На праздниках и музыкальных занятиях взаимодействие ребёнка с другими детьми и взрослыми осуществляется самыми разнообразными способами. К тому же, как музыкант, могу утверждать, что именно музыкальная деятельность является наиболее ярким, красочным и эмоциональным видом творческой деятельности детей. Этот аспект особенно благотворно влияет на развитие детского взаимодействия.
В этой области своей работы приходиться сталкиваться с определёнными трудностями. Во-первых на любом занятии дошкольники имеют разный уровень подготовки, и почти всегда среди них находятся дети, которым трудно вступить в контакт. Во-вторых, определённую трудность вызывает взаимодействие мальчиков с девочками, многим сложно бывает встать в пару.
Хорошей помощью в этой работе являются танцы. Большинство детей очень любят этот вид деятельности, любят ритмичную танцевальную музыку и движение. Удачно подобранные музыкальные композиции не только помогут увлечь детей, но и сумеют пробудить их фантазию, помогут научить детей глубокому восприятию музыки, умению её оценивать и любить. Благодаря разучиванию танцев дети могут открыть для себя огромное разнообразие национальных традиций, лучше познакомиться с культурой других стран.
В этом виде музыкальной деятельности в наибольшей степени достигается эффективность общения детей дошкольного возраста. Решить проблему взаимопонимания детей через танец хорошо получается благодаря тому, что каждый ребёнок здесь становится партнёром кому-либо. Важным средством художественной выразительности в танце являются средства общения партнёров, которые ещё и помогают детям взаимодействовать и лучше понимать друг друга.
Особенно удачным в этом направлении можно выделить вид коммуникативного танца-игры, где совмещаются элементы невербального общения, импровизация и небольшой набор танцевальных движений. Такой танец прост в плане движений, что позволяет быстро и легко включать любого ребёнка в процессе подготовки танца. Движения очень просты. Танцевальная композиция чаще всего строится на шаге и кружении, беге и подпрыгиваниях. Рисунок танца также прост – движение параллельно, змейкой, по круг или квадрату.
К тому же в таком танце ребёнок приобретает навык следить за развитием содержания, учится понимать логику музыкальной мысли и её завершение. Исполняя такой танец ребёнку по определению необходимо внимательно вслушиваться в музыкальную композицию, где зачастую какие-то части много раз повторяются, а со сменой частей меняется и характер движений, иллюстрирующих их содержание. Таким образом каждый из исполнителей может не только проследить смену частей музыки, различить новые и повторяющиеся части, но и судить о форме музыкальной композиции.
Благодаря своему содержанию танец-игра позволяет детям не только очень легко вступать в контакт со сверстниками, но и проявлять инициативу, настраивая детей на доброжелательный лад. В этом отлично помогает ещё и тактильный контакт, используемый в танце, а также сам характер жестов и движений. Они всегда положительно окрашены, выражают радость и дружелюбие. Особенно полезен такой танец будет неуверенным в себе детям, самооценка которых занижена, тем самым лишая их радости общения со сверстниками.
В процессе танца дети, взаимодействуя друг с другом, намного легче ориентируются в пространстве при выстраивании различных танцевальных рисунков. Поскольку хореография танца не является сложной, разучиваются с детьми они достаточно быстро. К тому же многие движения такого танца повторяются многократно, но при этом обязательно происходит смена партнёра.
Коммуникативные танцы часто сопровождаются различными «выкриками», благодаря которым дети получают дополнительную помощь для точного выполнения танцевальных движений. Использование во время исполнения таких возгласов и выкриков особенно помогает поднять настроение участников танца. Ещё большего эффекта можно достичь используя ударные и шумовые инструменты. Для этого можно предложить желающим аккомпанировать танец на инструментах. Подобные предложения дети всегда с радостью воспринимают.
Важнейшей особенностью такого танца является и то, что хореографические задачи отступая на задний план, уступают здесь другой важной задаче - донести до зрителя содержание и определённую мысль. Это позволяет снять сам механизм оценивания исполнения танца, а значит даёт возможность детям полностью раскрепоститься, сделать их исполнение в большей степени осмысленным.
В своей работе с дошкольниками коммуникативные танцы использую достаточно часто. Такие танцы хороши и на занятии, и на празднике, и во время свободной деятельности детей. Они помогают детям научиться использовать невербальные средства общения, развивают умение сочувствовать партнёру, хорошо развивают эмпатию. А от самого процесса и участия в танце дети смогут получить максимум радости и положительных эмоций. По этой причине очень удачным считаю использование их в проведении совместных развлечений для детей и родителей.
Благодаря всем вышесказанным свойствам и особенностям коммуникативного танца могу уверенно сказать, что их использование может помочь в работе с детьми, имеющими проблемы в сфере социально-личностного и коммуникативного развития. Такие танцы способствуют развитию навыков общения ребёнка, что особенно важно в дошкольном периоде, когда закладывается фундамент для всего дальнейшего развития личности ребёнка.
Список литературы :
1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаик» - СПб., 2000
2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры : Учебное пособие — Издательство «Музыкальная палитра», 2004.