Наталья Матвеева
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС » размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Образовательная область «социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
• реализация общеобразовательной программы;
• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Опыт работы воспитателя МДОУ Кадомский детский сад №3 «Яблонька» Матвеевой Н. О. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях отражена в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г. г.», утвержденной Правительством Российской Федерацией от 05.10.2010г., которая определяет цели, задачи, содержание, основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Основой патриотического воспитания являются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. В условиях п. Кадом, в котором проживают наши воспитанники, эта тема звучит особенно актуально. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников педагогический коллектив МДОУ д/с №3 осуществляет через проектную деятельность, т. к. метод проектов актуален и очень эффективен: во-первых, делает познавательный процесс интересным, содержательным, мотивационным, ребенок чувствует себя исследователем в различных видах детской деятельности;
во-вторых, проектная деятельность помогает интегрировать сведения из разных областей знаний, что способствует формированию целостного восприятия картины окружающего мира;
в-третьих, метод проекта помогает охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ, других учреждений района и поселка, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и повысить качество образовательных услуг в ДОУ.
Метод проектов эффективен для родителей, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса, тем самым обогащая свой педагогический опыт. За 2013г. - 2016г. реализованы следующие образовательные проекты: проект «Ладушки»; проект «Нетрадиционные техники рисования – мир фантазий»; проект «Книга может стать лучшим другом» для старшего дошкольного возраста. Общая работа над проектами помогла сформировать благоприятные межличностные отношения, способствовала развитию детской самостоятельности и инициативы в атмосфере открытости и доверия.
Родители как полномочные субъекты образовательного процесса в ДОУ активно участвовали в проектной деятельности, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка, положительно оценили роль ДОУ в развитии каждого ребенка и успешной подготовки детей к школе.
Методические рекомендации по реализации социально – коммуникативной области с детьми дошкольного возраста по ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач
Социально-коммуникативное развитие направлено
1. На усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- формировать позицию гражданина своей страны;
- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Реализация эти задачи в нашем детским саду проходит в тесной связи с историко-краеведческим музеем, где дети могут увидеть, прочувствовать атмосферу времени. В музее имеются разные экспонаты: от производств Кадомского района, знаменитых людей района, различная старинная утварь и зал который нам очень нравится, это зал воинской славы. При знакомстве с поступками людей, защищающих ценности жизни мы посещали зал «воинской славы», где дети, слушая рассказ экскурсовода, рассматривая экспонаты, невольно погружаются в то нелегкое время войны. Экскурсовод отмечал повышенный интерес детей к различным экспонатам, много задавили вопросов о технике, наградах представленных в этом зале. Сотрудничество с музеем способствует воспитанию у детей активной жизненной позиции, развитию коммуникативных навыков.
Знакомство с малой Родиной происходит с младшего возраста и построено на принципе мини макса. Этому способствует и тематическое планирование во всех возрастных группах. Вся деятельность конечно не может ограничиться одной или двумя неделями, она реализуется в разнообразных мероприятиях в течении всего года. В младших группах работа строится на ближайшем окружении ребенка. В старшем объём информации и области увеличиваются. Фотовыставка «Мир природы» получилась разнообразная, работы набравшие большее количество голосов украсили лестничные пролеты детского сада. Многие праздничные мероприятия интегрируются с русской культурой «Родниковые напевы», «Пасхальный перезвон» - на уровне района и мероприятия в нашем Д/С - это одно из направлений патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вся эта работа способствует решению и следующей задачи
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
Работу по предотвращению негативного поведения и знакомство со способами выхода из затруднительных ситуаций мы стараемся осуществлять в режимных моментах и совместной деятельности с детьми в течение дня с младшего возраста. В группах утром традиции приветствия: настрой на положительную деятельность, в раскрашивании картинок предлагается детям решить определенную ситуацию разными способами и разукрасить её. Это помогает активизировать застенчивых детей, решая нарисованные проблемы, они учатся сами аналогично действовать в затруднительной ситуации. Воспитатели предлагают детям игровые ситуации, этюды по определённой проблеме. Вся эта работа помогает вовремя сформировать положительный микроклимат в группах, сплотить детский и взрослый коллектив в группах, к старшему возрасту познакомить с различными выходами из затруднительных ситуаций
3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
4. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- прививать знания основ безопасности;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
Для решения этих задач в группах постоянно проводится работа по формированию основ безопасного поведения это и беседы, игры, рассматривание ситуаций, проигрывание выходов из опасных ситуаций, игровые ситуации «Эвакуация».
Работа по формированию проводится по перспективным планам. Проводятся недели безопасности по ПДД и пожарной безопасности.