Александра Леонтьева
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Проект «Мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №1»Колокольчик»
Леонтьева Александра Сергеевна
Проект «Мир эмоций»
Тема: «Мир эмоций»
Тип проекта : познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь – декабрь)
Участники проекта : дети дошкольного возраста,
Воспитатели: Леонтьева Александра Сергеевна,
Николаева Наталья Андреевна,
Бондина Наталья Владимировна,
Алексеенко Елена Вячеславовна,
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, Проект „Мир эмоций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дежанова Татьяна Юрьевна, родители.
Направленность проекта : реализуется в рамках практико-ориентированного развития детей. Новизна проекта заключается в том, что дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоции, возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщенное отношение ребенка к окружающему его миру и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих представлений и умений детское творчество. Кроме, того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях.
Актуальность: Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Данный проект органично вписывается в образовательную программу дошкольного учреждения и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной, совместной и образовательной деятельности. Очень важно эту проблему обсуждать и решать, так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость. Развитие эмоционально - волевой сферы - один из важнейших аспектов воспитания ребенка. Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. По мнению А. В. Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и динамической стороны чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребенка 4-5лет, то увидим, что они яркие, но еще неустойчивые, ситуативные. Эти чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. В дальнейшем развитии личности ребенка, у него появляется способность в определенной степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых». Вот это «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь чувства ребенка зачастую становятся мотивом его поведения. Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребенка, как любознательность и любопытство, удивление и чувство нового. Развитию таких чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т. д.
Цель проекта : Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
-дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
-научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
- учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
-развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
-формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
-учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
-учить сотрудничать при выполнении совместных задач
-Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь
-Развитие умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
Программа Проекта «Мир эмоций» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
-Изучение литературы по данной теме проекта, сбор, анализ и систематизация информации.
-Педсовет
-Подготовка научно-методического, дидактического обеспечения проекта.
-Знакомство родителей с целями и задачами проекта (родительские собрания)
2 Основной
Материально – технический ресурс:
1. Художественная литература по теме: «Какие бывают эмоции» (1. А. Барто «Девочка ревушка». 2. В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?». 3. Братья Гримм «Заяц и еж». 4. С. Аксаков «Аленький цветочек». 5. Русская народная сказка «Привередница». 6. Г. Ладонщиков «Дикарь в лесу». 7. Л. Толстой «Лгун». 8. В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок». 9. К. Ушинский «Страшная коза». 10. В. Даль «ворона». 11. С. Иванов, Р. Зеленая «В каменном веке», «Ха-ха-ха», «Кастрюля»).
2. Оборудование для игр;
3. Дидактические игры;
4. Атрибуты для игровой, познавательной деятельности детей;
5. Демонстрационный материал;
6. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей;
-Картотека упражнений на релаксацию;
-Картотека тренингов;
-Конспекты НОД;
7. Консультации для родителей:
-«Что такое эмоции»
-«Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
-«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
8. Подборка загадок и пословиц;
9. Лэпбук «Эмоции и чувства»;
10. Беседы;
11. Мастер – классы с родителями;
12. Презентация проекта «Мир эмоций» для педагогов.
13. Разработка педагогических мероприятий в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах с детьми.
Для достижения наилучшего результата была организованна совместная деятельность воспитателей и родителей, родителей и детей. Для исследования отношения родителей к проблеме эмоционального воспитания было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство семей относятся к этой проблеме не серьезно. По результатам анкетирования были проведены беседы, где родители знакомились с результатами педагогического наблюдения. Эти формы работы позволили вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему. Занятия с детьми прошли успешно, дети закрепили знания об эмоциях, охотно участвовали в этюдах, для выражения с помощью мимики и пантомимики, определённых эмоций. Была создана непринужденная психологическая атмосфера, положительный эмоциональный фон. На занятиях были использованы упражнения, тренинги на релаксацию, они позволяли детям расслабляться, устранять беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, увеличить запас энергии. Итогом занятий послужило изготовление ряда работ, которые украшали приёмные групп. Так же было принято решение о создании картотеки игр и упражнений, (в ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур, тренингов (игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности) консультаций для родителей, фотоальбома «Наше настроение», лэпбука «Эмоции и чувства», направленная на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, эти игры были предложены воспитателям для занятий в группе и родителям для игр в домашних условиях.
3. Заключительный
-Подведение итогов.
- Оценка эффективности реализации проекта;
- Анализ проведенной работы;
- Отбор наиболее эффективных методов и технологий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста в доу;
- Методическое оформление результатов проекта;
- Распространение опыта работы
-Обогащение эмоционально-оценочного словаря дошкольников,
-Развитие эмоциональной сферы детей, обучение различению эмоций дошкольниками и способам их выражения и контроля.
-Обогащенная предметно-развивающая среда групп
-Выставка детских работ
-Семинар «Мир эмоций»
Мероприятия проведенные в рамках семинара:
-Выступление детей (младшая, средняя, старшая группы)
-Проведение мастер-класса с педагогами (воспитатель - Бондина Н. В.)
- Проведение открытых занятий с дошкольниками.
1. Мы узнали о существовании различных эмоций, которые могут передавать настроение и характер человека.
2. Мы изучили каждую эмоцию, и определили, какая из них является положительной и отрицательной.
3. Мы познакомились с музыкальными произведениями, выражающими настроение и чувства людей.
4. Мы исследовали влияние эмоций на общение между людьми.
5. Мы научились передавать с помощью пантомимы, мимики, выразительных жестов и интонации характерные особенности литературных персонажей.
Работа прошла успешно, и дети, воспитатели, и родители получили необходимые знания, умения и навыки.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.
Научно – методический ресурс
Литература
1. Е. А. Алябьева. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦ Сфера, 2015
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я.,
3. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – Айрис Пресс, Москва, 2009г.
4. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
5. Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
6. Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г. 11
7. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - Изд. Детство
8. Т. А. Шорыгина. Беседы о характере и чувствах.