Седова
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ. Игры для развития навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
ЦЕЛЬ: овладение навыкам коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
ЗАДАЧИ:
- формирование представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ, Игры для развития навыков самообслуживания» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации программных задач в данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ общественного быта будет значимо при системном формировании педагогами детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новобразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ знать определенное положение в коллективе здоровых детей.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения сюжетно – ролевым и театрализованным играм, играм -драматизациям, где воссоздаютя социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
- в процессе хозяйственно – бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально – коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно – гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ:
- прием пищи:
Обучение пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных способностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
- гигиенические навыки :
Обучение умению выполнять утренние и вечерние процедуры (туалет, мытье рук, ног, и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, салфетка, полотенце, расческа, зеркало, щетка, паста, носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
- одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др. ; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.
На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу и словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Освоение социально – коммуникативных умений для ребенка с ОВЗ обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ЗАДАЧИ КОНЦЕНТРА «Я САМ».
- откликаться на свое имя и называть его;
- откликаться на свою фамилию;
- узнавать себя в зеркале, на фотографии;
- показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове уши, волосы;
- самостоятельно садиться, сидеть, ложиться, в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей кровати т. п.).
ЗАДАЧИ КОНЦЕНТРА «Я И ДРУГИЕ».
- узнавать близкого взрослого среди других людей;
- формировать тактильно – эмоциональные способы выражения чувства привязанности к близким взрослым;
- наблюдать за действиями другого ребенка;
- эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
- фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
- указывать рукой или пальцем на близких взрослых и некоторых сверстников.
ЗАДАЧИ КОНЦЕНТРА «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
- демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
- фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете, прослеживать взором ее движение;
- выполнять действия с предметами (неспецифические и специфические манипуляции); брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке);
- испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала;
- эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1 КВАРТАЛ:
- учить проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.
- формировать у детей положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых.
- формировать у детей понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем.
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней.
- учить реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно – ласкательную форму имени;
- учить воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды.
2 КВАРТАЛ:
- формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в группе;
- создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, наблюдения за жизнью и трудом взрослых).
- учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам);
- формировать у детей представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка);
- знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии;
- расширять круг предметно – игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности.
3 КВАРТАЛ:
- продолжать формировать у детей эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личный контакт с близкими взрослыми, сверстниками;
- закреплять у детей положительную реакцию на нахождение в группе и взаимодействие со знакомыми взрослыми и персоналом Дома ребенка.
- закреплять умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых;
- формировать у детей положительную реакцию на сверстников в группе, выделяя их среди других детей;
- формировать интерес ребенка о себе;
- к предметно – игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
- учить удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 минут);
- учить выполнять 5 – 7 элементарных действий по речевой инструкции: возьми, дай, держи, кати, лови, брось, принеси;
- учить правильно реагировать на пространственные перемещения внутри Дома ребенка.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ЛЮДЕЙ И РУКОТВОРНЫХ МАТЕРИАЛАХ.
1 КВАРТАЛ:
- уточнить представления ребенка о себе;
- знакомить с окружающими их людьми: воспитателями, сотрудниками Дома ребенка;
- учить узнавать и называть по имени сверстников по группе;
- знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан);
- знакомить с помещениями в группе: игровая – тут играют, едят, занимаются; спальня – тут спят; туалет – тут умываются, садятся на горшок;
- знакомить с домашними животными: кошка и собака (части тела – туловище, голова, хвост, лапы; как подают голос);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, морковь, огурец;
- знакомить с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать, где бывает вода; дождь – вода);
2 КВАРТАЛ:
- знакомить детей с тем, что в группе есть мальчики и девочки;
- знакомить с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, рот, уши);
- знакомить с обстановкой помещений в группе: игровая комната (в ней есть столы, стулья, шкафы, спальня (в ней стоят кровати, туалетная комната (в ней есть умывальники, горшки, унитаз);
- знакомить детей с посудой (тарелка, ложка, чашка);
- знакомить детей с пищей (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, кефир, чай, компот);
- продолжать знакомить с домашними животными: лошадью и коровой
- продолжать знакомить с овощами и фруктами (лук, огурец, капуста, банан);
- знакомить детей с объектами неживой природы: снегом и льдом (наблюдение за снегопадом; показать, как изводы получается лед);
- знакомить детей с признаками зимы (зимой холодно, снег, лед).
3 КВАРТАЛ:
- учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы (дождь, солнце, за деятельностью людей в разное время года;
- знакомить с предметами одежды и обуви (платье, рубашка, колготки);
- знакомить с предметами, окружающими детей на улице (дома, машины, автобусы);
- знакомить детей с птицами (ворона, воробей);
- знакомить с объектами неживой природы: водой, землей, песком (уточнить представления о том, где бывают эти объекты; познакомить с их значением в жизни человека);
- знакомить детей с признаками лета (летом тепло, светит солнышко, деревья, листья, зеленая трава);
- знакомить детей с улицей (много домов, едут машины, автобусы).
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ.
1 КВАРТАЛ:
Знакомить детей с игрушками и действиями с ними. Учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек – мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка;
- учить детей одеваться : подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка);
- учить обыгрывать кормление куклы;
- учить укладывать куклу спать;
- учить давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры;
- воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре – дочке, девочке;
- воспитывать интерес к предметно – игровым действиям.
2 КВАРТАЛ:
- закреплять интерес ребенка к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон;
- учить наблюдать за своими действиями в зеркале («помаши ручкой», «похлопай в ладошки», «надень косыночку», «повесь бусы»);
- учить одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель;
- учить мыть кукле руки;
- учить возить куклу в коляске, укачивать ее, сажать, высаживать из коляски;
- знакомить с игрой «Дочки – матери» : выполнять совместные действия с куклой («дочка проснулась, «прогулка малыша», «завтрак у дочки», «одеваем дочку на прогулку», «купание малыша – голыша»);
- воспитывать заботливое отношение к игрушкам – кукле, мишке, зайке;
- учить играть с машиной: возить кубики по группе, катать в машине кукол, загружать и выгружать кубики из машины;
- формировать интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр, куклы бибабо, цветные варежки и др.).
3 КВАРТАЛ:
- закреплять умение одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель;
- учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («куклы вышли на прогулку»);
- знакомить детей со строительными играми;
- учит строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину;
- учить строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж;
- учить производить отсроченные действия со знакомыми игрушками («Запомни свою игрушку»);
- закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки – матери» («В гостях у куклы маши», «Стирка», «Обед Маши и Кати»);
- продолжать воспитывать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок;
- воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
1 КВАРТАЛ:
- учить детей просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой и туалетом;
- учить прислушиваться к высказываниям взрослых, сопровождающих свои действия речевыми комментариями;
- формировать навык опрятности – учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы, колготки;
- учить понимать названия предметов одежды, посуды, связанных с формируемыми навыками;
- формировать навык аккуратности еды – пользоваться ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;
- учить благодарить взрослых за оказанную помощь.
2 КВАРТАЛ:
- учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук – засучивать рукава перед умыванием, мыть лицо и руки, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты;
- учить пользоваться носовым платком;
- формировать навык раздевания и одевания;
- учить аккуратно складывать снятую с себя одежду;
- закреплять навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой;
- учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде и внешности (вытирать губы, поправлять прическу, заправлять рубашку в штаны и т. д.).
3 КВАРТАЛ:
- закреплять навык аккуратной еды, пользуясь ложкой, чашкой;
- закреплять умение пользоваться салфеткой после еды;
- закреплять навык одевания и раздевания;
- учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик;
- закреплять навык мытья рук и лица;
- учить проверять свой внешний вид перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕДЫ.
1. Косвенная подготовка руки.
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ШАРОВ».
Чему учится: совершенствование сгибательных и разгибательных движений кисти; зачерпывание шара ложкой и перекладывание его в другую емкость.
Оснащение: большой поднос, на подносе – большая пиала с шариками, пластмассовыми или деревянными, большая ложка или ситечко с ручкой, лежащее между пиал.
Ход игры : покажите ребенку, как перекладывать шары из одной емкости в другую (справа на лево)
Предложите ребенку поменять пиалы местами так, чтобы пиала с шариками оказалась снова справа от ребенка. Предложите переложить шарики из полой миски в пустую.
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУСИН».
Чему учится: продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; совершенствует навык правильно держать ложку (тремя пальцами); зачерпывать полную ложку бусинок и пересыпать в другую емкость.
Оснащение: большой поднос с двумя одинаковыми пиалами (в пиале, стоящей справа от ребенка – 20 бусин); дессертная ложка (позже – чайная ложка).
Ход игры : игра проводится по аналогии с игрой «Перекладывание шаров».
2. Закрепление навыка самостоятельной еды в игре.
«К НАМ МЕДВЕДИЦА ПРИШЛА, МЕДВЕЖОНКА ПРИНЕСЛА».
Чему учится: совершенствует захват щепотью, закрепляет умение правильно держать ложку, продолжает формировать координацию ведущей руки.
Оснащение: два игрушечных медведя, разные по величине, набор игрушечной посуды.
Ход игры : покажите детям маму – медведицу и маленького медвежонка. Прочтите рифмовку:К нам медведица пришла,
Медвежонка принесла.
Дайте быстро ложку!
Покормите крошку!
Мама строгая такая…
И кормить я начинаю!
Покажите детям набор игрушечной посуды. Попросите найти те предметы, которые понадобятся для того, чтобы накормить медвежонка. Спросите, чем ребенок будет кормить медвежонка. Попросите показать, как правильно держать ложку. Предложите накормить медвежонка вторым блюдом.
3. Закрепление навыка в дидактических играх.
«СОК ДЛЯ ЗАЙКИ».
Чему учится: совершенствует навык пользования стаканом – захватывать всеми пальцами, выделять большой палец; выполнять игровые действия – учить зайчат пить сок из стакана.
Оснащение: стакан, заяц, сок.
Ход игры : покажите детям зайца, скажите, что он бегал, скакал и очень устал. Прочтите рифмовку:
Зайка прыгал и скакал,
Очень зайка наш устал.
Зайка прыгал: скок – скок!
Просит зайка сок – сок!
Попросите кого – нибудь из детей понарошку налить сок для зайца и напоить его соком.
«ЧАЙ ДЛЯ КУКОЛ».
Чему учится: закрепляет навыки пользования чашкой – держать чашку за ручку; обогащает игровые действия – научить кукол пить чай из чашки; закреплять знание «чайной церемонии» : вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры : расставьте перед детьми чайный сервиз. Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите назвать каждый предмет. Покажите куклу, скажите, что кукла пришла в гости, а гостей принято угощать. Прочтите рифмовку:
Таню в гости приглашаю,
Чаем крепким угощаю,
Пей, Танюшка, чай!
Пей и не скучай!
Предложите детям приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите напоить кукол и взрослых, играющих с ними.
«ПОКОРМИМ КУКЛУ КАШЕЙ».
Чему учится: совершенствуется навык пользования ложкой в элементах сюжетной игры с куклой; закрепляет знание последовательности действий с ложкой; выполнять последовательные действия, имитирующие приготовление каши: налить в кастрюльку воды, насыпать крупу, посолить, добавить сахар, положить в тарелку, покормить куклу.
Оснащение: кукла, набор кукольной столовой посуды (кастрюля, тарелка, ложка).
Ход игры : покажите детям куклу. Прочтите рифмовку:
Сидит тихо у окошка
Кукла Таня с большой ложкой,
Кашку ожидает,
Тихо так вздыхает:
- Ох, скорей,
Скорей, скорей
Кашку, Оля, мне налей.
Спросите у детей : «Есть ли у них каша, чтобы покормить куклу?» Предложите сварить кашу для куклы. Обратите внимание детей на то, что кашу нужно помешивать в кастрюльке, для того чтобы она не пригорела (выполнять круговые движения кистью по часовой стрелке). Когда каша будет «готова», предложите покормить куклу кашей (потому что кукла еще маленькая и не научилась есть сама).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОДЕВАТЬСЯ.
1. Косвенная подготовка.
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЯ ПОМПОНОВ В БАНКУ».
Чему учится: продолжает развивать сгибательные и вращательные движения кисти; продолжает тренировать пальцы – захватывать мелкие предметы «пинцетным захватом», выделять указательный палец; перекладывать помпоны в банку через отверстие, проталкивать помпон указательным пальцем; отвинчивать и завинчивать крышку банки; высыпать помпоны в миску.
Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная пиала, прозрачная банка с завинчивающейся крышкой, 10 помпонов. Разложите предметы на подносе: справа пиала с помпонами, слева банка с завинчивающейся крышкой и отверстием в ней для проталкивания помпонов.
Ход игры : предложите ребенку поиграть. Сядьте за стол слева от ребенка. Покажите, как нужно брать и просовывать помпоны в отверстие. Возьмите помпон указательным и большим пальцами, перенесите его к отверстию в крышке банки. Наложите помпон на отверстие. Протолкните его внутрь банки указательным пальцем. Предложите ребенку продолжить это занятие дальше. Когда все помпоны окажутся внутри банки и пиала останется пустой, покажите, как нужно отвернуть крышку банки:
- обхватите крышку сверху всеми пальцами;
- слегка поворачивайте пальцами, откручивая крышку;
- открученную крышку положите рядом с банкой;
- возьмите банку и высыпьте помпоны из нее в пустую пиалу. Предложите ребенку развинтить крышку и начать игру сначала.
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ СТЕКЛЯННЫХ БУС».
Чему учится: продолжать формировать захват «пинцетом» (указательным и большим пальцами); развивать умелость рук, зрительно – моторную координацию; захватывать мелкие бусины косметическим пинцетом, перекладывать бусины в другую емкость.
Оснащение: косметический пинцет, бусины, 2 пиалы.
Ход игры : поставьте перед ребенком поднос, предложите поиграть. Покажите, как нужно перекладывать бусинки пинцетом – возьмите пинцет указательным и большим пальцами ведущей руки, опустите пинцет в пиалу так, чтобы одна из бусин оказалась между кончиками пинцета, сожмите пальцами пинцет, зажав бусину. Перенесите бусину, зажатую пинцетом, к пиале, ослабьте зажим – бусина упадет в пиалу. Предложите ребенку продолжить работу. Когда все бусины будут переложены в пиалу, обратите внимание на то, что одна пиала стала полной, а другая – пустой. Поменяйте пиалы местами.