Панарина Ида
Социальная технология партнерства с родителями «Организация работы клуба отцов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Социальная технология партнерства с родителями
«Организация работы клуба отцов»
2017-2018
На основе образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
Воспитатель :
Панарина И. М.
Оглавление.
Актуальность
1. Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста.
2. Методические рекомендации в работе с родителями.
Вывод
Список литературы
Публикация «Социальная технология партнерства с родителями „Организация работы клуба отцов“» размещена в разделах
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. Сухомлинский
Актуальность
Семья- одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум»
В современных реалиях педагогом все труднее работать с семьями детей. Многие родители считают, что они знают лучше всех, как воспитывать собственного ребенка. Сомнений нет, важнейшею роль в воспитании детей играют именно родители, но не стоит забывать про тот немалый период, на протяжении которого ребенок находиться в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы обусловлена тем, что существует необходимость рационально рассматривать образовательный процесс как деятельность, которая качественно дифференцируется в процессе исполнения. Иными словами, взаимодействие между детским садом и семьей, возможно, представить как «разделение труда» по воспитанию и образованию ребенка.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по своему определяет для себя процесс воспитания, но в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы -привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и актив социальными партерами.
Цель: установление партнерских отношений между дошкольными образовательным учреждением и родителями.
Задачи: - разработка и внедрение новых форм работы с родителями;
- установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнерами;
- пропаганда педагогических знаний;
- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста
Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
-приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и современного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Таким образом, организуется социальное партнерство- взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышения качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Основной понятие «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнерства- понимание того, что безучастия одного, свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и блажащих партнеров для педагогов ДОУ является родители наших воспитанников.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики удаляется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Работа с семьей - один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель - Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности, у родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка.
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения и чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
2. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей и повысить компетентность родителей (ФГОС)
3. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОО.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями :
1. открытость детского сада для семьи;
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Необходимо проявлять человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, почувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Продуманность. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе-качество, а не количество отдельных взятых, не связанных между собой мероприятий.
4. динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьями неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.
А в самом большом выигрыше находиться дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
5. Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
6. Обязателен и необходим учет типа и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешного осуществлять работу с родителями.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
-изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участия в семейных конкурсах и соревнованиях. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории ДОУ. Организация культурного досуга – передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение, как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Конкурс семейных талантов, альбомы семейного успеха, секретов воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.
Мы живем в век технического и экономического прогресса. Сейчас в мире изобретается что-то новое каждый день, каждый день меняется мироощущение времени и пространства. Чтобы жить в такое время, современный человек должен быть всесторонне развит. А для этого очень важны знания родителей в воспитании и обучении своих детей. Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманных черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – забота отца. Ничто не может так сблизить отца и ребенка, как общие интересы. Когда у человека, независимо от его возраста, есть любимое дело или увлечение, тогда ему некогда заниматься дурными делами. Авторитет — одно из важных условий семейного воспитания. Отец оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием, но и всем образом жизни. Авторитет отца – это доверие ребёнка к словам и действиям отца, а показатель авторитета – не беспрекословное послушание, а желание ребёнка прийти за советом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артунова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М. ,1994.
2. Грибоедова Т. П. Образовательный потенциал современной российской семьи /Т. П.
3. Доронова Т. Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ - М. : Просвещение, 2005.
4. Горшненина В. В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолеванию трудностей семейного воспитания. – Волгоград: Панорама, 2006.
5. Козловам А. В., Дешеулина Р. П. Работа с семьей : Методические рекомендации. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
6. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением.