Татьяна Бобровникова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ
Аннотация: в статье рассматривается инклюзивное образование в современном обществе, вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзия, индивидуальный образовательным маршрут, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.
Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Инклюзия - это активное включение детей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Процесс создания надлежащей среды для всех детей, что, в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания, развития и обучения знаниям, умениям и навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Для более успешной адаптации детей с ОВЗ к общественной жизни важно оказать правильную психолого-педагогическую помощь ребенку и семье, в которой он воспитывается. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкивается семья ребенка с ограниченными возможностями – это отношение окружающих к ребенку и его семье, получение доступного и достойного образования для ребенка. Дошкольное учреждение является первым образовательным заведением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации, доступности качественного образования детей независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - одна из самых актуальных проблем в современном обществе.
Для социализации ребенка с ОВЗ необходимо создавать особые условия в общеобразовательном дошкольном учреждении.
Находясь вне специальных условий обучения и воспитания, таким детям сложно адаптироваться к жизни в обычном общеобразовательном учреждении. Социализация и адаптация будет полезна не только детям с проблемами развития, но и обычным, здоровым воспитанникам. Совместное обучение норматипичных детей, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию у обычных ребят толерантности, ответственности, взаимоуважения, терпимости. Для обычных детей опыт взаимодействия с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру. А значит, детское общеобразовательное учреждение должно быть готовым принять любого ребенка. Кому-то понадобиться адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательным маршрут (ИОМ, кому-то тьютор для сопровождения, специализированная учебно-методическая литература, лифт или пандус. Всё это можно назвать одним термином - инклюзивное образование. Под термином инклюзивное образование понимается обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах, группах компенсирующей направленности.
Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов ограничивают ребенка в общении с другими детьми, опасаясь, что в детском саду за ним не будет должного ухода что их ребенок будет изгоем в детском коллективе. Но именно в детском возрасте закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Для ребенка характерно сниженный темп работы, они с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
В нашем дошкольном общеобразовательном учреждении педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам бесед с родителями, личных наблюдений за ребенком в течении дня. Педагогический поиск заключается в том, чтобы подобрать те виды игр и упражнений, которые будут доступны и интересны каждому из воспитанников группы. В период адаптации, а особенные дети адаптируются гораздо дольше номатипичных, педагог должен создать спокойную благоприятную обстановку в группе, положительное эмоциональное состояние ребенка, наладить контакт с ребенком и его родителями. Создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии со своими сверстниками. Специальные индивидуальные и групповые упражнения чередуются с общими, обычными для любого ребенка. Взаимодействие педагогов с детьми ОВЗ отличает особой гибкостью, умением предложить детям задание, упражнение посильное и интересное каждому, включить ребёнка в совместную деятельность. Наша главная цель – помочь ребенку с ОВЗ и его семье. В этом нам помогает комплекстный подход, мы помогаем ребенку самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, уметь понимать и контролировать свои эмоции, исправлять речевые нарушения, налаживать коммуникацию. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. Полученье навыки помогут ребенку социализироваться во взрослой жизни.
Для более успешной адаптации детей с ОВЗ в своей работе мы используем следующие методы:
1. Игротерапия, помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
2. Сказкотерапия - метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать трудности с которыми он сталкивается в жизни. В процессе игры мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.
3. Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, повышают стрессоустойчивость ребенка, способствуют улучшению памяти и внимания. Игры «Колечко», «Мое настроение», «Веселый – грустный», «Эмоции» и др.
4. Смехотерапия - метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
5. Песочная терапия - метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
6. Арттерапия. Это метод вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Занятия мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли.
Наиболее эффективный результат и положительные изменения в динамике развития детей дает использование нетрадиционных технологий в таких образовательных областях, как художественное творчество, коммуникация, социализация и музыка. При оценке динамики развития ребенка с ОВЗ необходимо сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития. При взаимодействии с ребенком очень важно создавать атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, независимо от его нозологии.
На наших занятиях мы стараемся научить ребенка не сразу всему, а двигаемся небольшими шажками, даже маленькая победа - это начало большого успеха. При обучении и развитии детей мы опираемся на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей разной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.