Пыжова Ксения
Монотипия как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Монотипия, как средство развития воображения
у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
В трудах современных исследователей Казаковой Т. Г., Т. С. Комаровой, А. Б. Тепловой, Е. А. Флериной и др., подчеркивается, что жизнедеятельность ребенка до школы не может быть просто подготовкой его к школьному обучению. Это время приобретения первого культурного опыта самоопределения, развития инициативы, творческой активности, познавательных способностей, в единстве обеспечивающих освоение искусства.
Публикация «Монотипия как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Анна Борисовна Теплова обращает внимание на то, что «опираясь на познание мира через искусство, ребенок преобразует, изменяет такие свойства, качества, отношения предметов и явлений, которые позволяют ему в дальнейшем перейти к целостному планированию действий: созданию образа-замысла, плана реализации, последовательности способов выполнения, при необходимости его корректировке».
Сказанное означает, что дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению и самоутверждению ребенка на каждой возрастной ступени, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций в дальнейшем.
На основе анализа практико-теоретических исследований дошкольного образования и воспитания сделан вывод об изучении специфики и путей формирования творчества в разных видах продуктивной деятельности авторами И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. Т. Кудрявцевой, Л. А Парамоновой, А. И. Савенковым, О. С. Ушаковой и другими исследователями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности – эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, как отмечает известный педагог-практик, Г. Г. Григорьева, основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить развитие творческой активности».
Развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности, как свидетельствует анализ программно-методического обеспечения и педагогической практики может идти в различных направлениях, одним из основных является ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, это связано с тем, что:
во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию и воображение, что связано с активизацией творческих способностей и с силой зрительного восприятия;
во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать; здесь можно сочетать различные техники (рисование мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений, способствующие поддержанию любых творческих решений детей, оказывая положительное влияние на развитие инициативы, воображения и творческой активности;
в-третьих, у ребенка развивается образное мышление, он сам продумывает, какие материалы и инструменты можно использовать, чтобы получить нужное ему изображение, и на этой основе закладывается в детях самостоятельность, свободное самовыражение, формируются обобщенные умения, с целью обнаружения скрытых сторон и свойств новых предметов;
в-четвертых, нетрадиционное рисование активно формирует словарный запас и речевые навыки, необходимые ребенку для характеристики последовательности выполнения замысла и действий того, что он рисует и какие образы переносит на бумагу, отражения своего эмоционального состояния к данному процессу.
В истории использования нетрадиционных приемов рисования представлены разные техники, позволяющие стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, формирующие умение находить новые способы для художественного изображения и умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Одной из интереснейших техник рисования становится монотипия. В наши дни особую значимость для педагогов-дошкольников приобрели работы авторов Т. З. Полуяхтовой, Е. А. Тупичкиной, Е. А. Филиповой, в которых указывается положительный потенциал использования монотипии как самостоятельного вида художественного творчества соединившего в себе графические и живописные качества, в целях формирования способностей к образному выражению у детей в изобразительной деятельности.
Рассматривая способности к образному выражению у дошкольников в изобразительной деятельности, докт. пед. наук Н. П. Сакулина подчеркивает, что основа монотипии «это монолог автора со зрителями, поскольку получается единственное и неповторимое изображение, полученное способом отпечатка, где средствами художественного выражения служат в известной степени усвоенные детьми средства графического изображения».
В своих трудах, профессор Е. А. Тупичкина указывает на положительную практику работы с дошкольниками, с использованием элементов монотипии, «содействующую повышению интереса детей к изобразительной деятельности, развитию инициативы и творческой активности ребенка при создании новых образов и идей, путем переработки имеющихся представлений и понятий».
На основе чего, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий «развития инициативы и творческих способностей ребенка», на «развитие воображения и творческой активности».
Таким образом, исследуя вопросы развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности, Требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», считаем, что одним из компонентов педагогической деятельности с дошкольниками, должно стать использование монотипии как уникального вида творческой техники, направленной на развитие воображения, что определило актуальность нашей работы.
Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, Я. А. Пономорева, Д. Б. Эльконина, показали, что воображение выступает как предпосылка эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности.
Доктор психологических наук, Галина Анатольевна Урунтаева, обобщая данные психологических исследований, особо выделяет тот факт, что рисование оказывает особое влияние на развитие воображения идущего по нескольким направлениям:
-во-первых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющегося материала все более сложные образы и их системы, содержание которых постепенно развивается и обогащается. Постепенно в образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;
-во-вторых, развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет;
-в-третьих, воображение становиться опосредованным и преднамеренным, ребенок начинает создавать образы, подсказанные внешней опорой.
Изучение современной психолого-педагогической и методической литературы (В. Т. Кудрявцев, М. И. Хорчева, Д. И. Фаттахова, С. И. Карпова) показало, авторами в первую очередь отмечается, что для организации творческого процесса с дошкольниками, важную роль играют такие способы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. Где значительное место занимает воображение, позволяющее с легкостью представлять, объединять, изменять образы; планировать действия, видеть конечный результат.
По мнению известного деятеля в области психологии и педагогики В. Г. Ражникова, развитие воображения, творческой интуиции и фантазии в целом художественного сознания ребенка можно и нужно начинать с освоения определенной эмоциональной настроенности и эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению в специально организованной эмоционально-эстетической среде
Педагог-практик Галина Ельчанинова предлагает посмотреть на монотипию, как простую и привлекательную технику для развития творческих и эмоциональных переживаний детей, как отмечает автор «позволяющей детям свободно выражать свои эмоции и фантазии в творческой деятельности, так как она не требует долгого обучения. Дети учатся свободно выбирать краски и темы для рисунков, импровизировать на тему свободного пятна, а в конечном итоге избавляются от страха самостоятельного выбора».
Согласно определению философского энциклопедического словаря, творчество есть деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Где монотипия занимает достойное место как удивительный вид изобразительного искусства между живописью и графикой, между искусством и психологией. Поскольку монотипия дает возможность поиска изобразительного языка на основе обращения к бесконечным внутренним резервам человека.
Эти данные позволили сделать вывод, о целесообразности и эффективности использования монотипии, в процессе развития воображения у старших дошкольников, как важного и необходимого новообразования дошкольного детства.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что включение в практику дошкольного учреждения монотипии, как вида художественного творчества будет содействовать повышению интереса детей к изобразительной деятельности, оказывать положительное влияние на развитие их воображения и творческой активности, когнитивного интеллекта, а также являться средством гармонизации эмоционального состояния дошкольников.
В основу работы была положена гипотеза: что если процесс развития воображения старших дошкольников будет осуществляться посредством использования монотипии в изобразительной деятельности, то это станет основой проявления творческой активности, самостоятельности, инициативы, стимулом развития индивидуальных художественных способностей каждого ребенка.
Решение данной проблемы поставило цель работы: развить воображение старших дошкольников, посредством использования монотипии в совместной образовательной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.
1. Изучить теоретические и практические аспекты использования монотипии в дошкольном учреждении, в целях развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Создать условия, для активного включения старших дошкольников в специально организованную изобразительную деятельность, способствующую развитию воображения.
3. Разработать и апробировать цикл непосредственно образовательной деятельности, на основе использования монотипии как средства развития воображения старших дошкольников.