Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Черкасова Наталья Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

«Какое счастье получить доброе

истинно – христианское воспитание,

вступить с ним в лета юности, и потом,

в том же духе, вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник).

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;

- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования

-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.

Существенные характеристики духовно – нравственного воспитания как педагогического процесса:

-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;

- отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);

- наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;

- интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно–смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.

Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении– системность;

– культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

– неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);

– месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга);

– интерактивность;

– социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ;

– возрастной и индивидуальный подход в воспитании.

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры)

- Жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд, благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, святая память, праздники, героическая история нашей Родины, любовь к ближним и Отечеству.

Какие воспитательные задачи мы стремимся решить?

- Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание

- Сформировать представление и ценностное отношение

- Познакомить с событиями, заинтересовать

- Формировать основы гражданской и культурной идентичности

- Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции.

Культурно-педагогические ресурсы:

- Литературный (ресурс текстов культуры)

- Изобразительный

- Песенный

-Мультимедийный

- Краеведческий

- Семейная память

- Личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы :

- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка

к окружающему миру, людям, к самому себе;

- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;

- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;

- соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности;

- светлая оптимистическая детская картина мира.

При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контек

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. О. М. Потаповская, с. н. с. ИСВ РАО potapovskaya@mail.ru Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста : базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.

Воспитание духовно-нравственной культуры в условиях реализации ФГОС в ДОУ .

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в условиях интеграции образовательных областей» «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Духовно-нравственное воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников в условиях реализации ФГОС до В общих положениях ФГОС отмечено: Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально развития Текст презентации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально -коммуникативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 16:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Черкасова Наталья Сергеевна (УИ 1340666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД