Алла Атаманюк
Социализация ребенка с инвалидностью в группах общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
Публикация «Социализация ребенка с инвалидностью в группах общеразвивающей направленности» размещена в разделах
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждений.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание. Советы педагогам:
- изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком.
- побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.
- сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем.
- активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу.
- при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково, но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.
- в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.
Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, обучению пользования ими. Социально-педагогическая реабилитация – восстановление (формирование) утраченного социально-средового статуса через обучение ребенка соответствующим образовательным программам, знаниям, навыкам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, нормативам, обеспечивающих полноценное участие детей-инвалидов в общепринятых формах социального взаимодействия.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности. Форма образовательной инклюзии детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к инклюзии в среду нормально развивающихся сверстников и предусматривает:
- частичную инклюзию, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы в количестве 1- 2 ребенка;
- комбинированную инклюзию, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, в количестве 1- 2 ребенка на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютера. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-медико-педагогического сопровождения.
Когда формировалась общеобразовательная группа на 30 человек, из дошкольников 3 лет, трудно было в период адаптации определить сразу детей с ограниченными возможностями здоровья, а в 3 года степень инвалидности еще не определилась.
1. Побеседовали с родителями, у одной воспитанницы родители инвалиды по слуху оба, (которые общаются жестами, читают по губам, используют слуховые аппараты, и проблему осознают) а девочка слышит, но обращенную речь понимает с трудом, произносит только слоги, по отношению к детям агрессивна.,
Мальчик обращенную речь не понимает, не социализирован, произносит только однообразные звуки ке-ке, передвигается неуверенно, родители проблему не видят.
2. Изучили медицинские карты детей;
3. Педагог психолог обследовала психическое развитие:
3. Инструктор по физическому воспитанию обследовала физическое развитие;
4. Воспитатель, в результате педагогического мониторинга, определил уровень умений и навыков детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи, как очень низкий у этих детей.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Когда определились с проблемами со здоровьем у детей в моей группе, под руководством психолога и логопеда разработали индивидуальные карты развития определенного содержания. Образованием детей занимались специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель принимает к сведению полученными ими данные т разрабатывает индивидуальный маршрут развития и социализации детей с ОВЗ.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; надо понимать, что дети эти не социализированы и необходимо было научить их общаться с другими детьми, так чтобы и не заострять внимание на проблемах и не пускать на самотек, развитие отношений между детьми.
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ведь это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому рекомендовали родителям проконсультироваться с логопедом, пролечить детей по рекомендации невролога, заниматься с логопедом и дефектологом индивидуально.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности и привлекается к работе тьютер.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, понимать, в какой ситуации надо проявить настойчивость, или гибкость.
Задачи программы: создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших; коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования; специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха. Инклюзивное дошкольное образование набирает обороты и обнаруживает как перспективы, так и проблемы его внедрения в современном детском саду.
Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – обеспечить возможность всем детям общеобразовательной группы принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей. Детям приятно осознать себя помощниками, которые умеют заботиться и чему-то научить своего сверстника, а для детей с ОВЗ это игра, которая им понятна.
В нашем детском саду инклюзия осуществляется в двух вариантах – это комбинированные логопедические группы, включающие в свой состав детей с нарушениями речи и детей с нормой речевого развития и детей с ОВЗ, второй вариант – собственно включение в общеобразовательные группы детей с ОВЗ, присвоенным ТПМПК.
Теоретически можно выделить в работе воспитателя два основных направления взаимодействия в условиях инклюзивного образования – работу с детьми и работу с родителями.
При этом в каждом направлении намечается две задачи: следует отличать работу с родителями ребенка с нарушением речи или статусом ОВЗ и родителями здоровых детей, также различается деятельность с детьми. Появляется необходимость воспитания толерантности взрослых и детей к особенностям некоторых воспитанников детского сада – их внешнему виду, особенностям речевой и познавательной деятельности, поведенческим проявлениям.
В работе же с детьми с ОВЗ основной задачей воспитателя является включение ребенка в социальную активность группы, обеспечение его адаптации к режиму дня, к занятиям, такие дети требуют повышенного внимания с точки зрения их безопасности и развития, что отражается в формах проведения занятий, дополнительных занятиях и играх с такими детьми. Это уже не так системно, как работа в специализированной группе, здесь пока воспитатели набираются опыта, ищут варианты работы. От воспитателей требуется более высокий уровень образования, повышение своей квалификации в области работы с детьми с разными категориями детей с ОВЗ.
В результате активной работы всех специалистов ДОУ, мальчик с улучшением по настоятельной рекомендации педагогов в средней группе был переведен в специализированную комбинированную группу, где интенсивно обучается дефектологом и логопедом и начал говорить. Родители девочки решили оставить ее в общеобразовательной группе, к концу старшей группы, у нее еще были проблемы с развернутой речь, то есть она разговаривала односложными предложениями. На занятиях познавательной направленность ей было сложно сформировать свою мысль, но на средний уровень она справлялась, также и на творческих занятиях по рисованию, лепке, музыке была активна и успешна. Мы заняли второе место в городском конкурсе с музыкально-литературной композицией по сказкам Пушкина, где она была в главной роли золотой рыбки. Мама девочки, решила, раз она умеет читать и нашли учителя, с опытом работы с детьми с ОВЗ, значит можно ребенку идти в школу в 6.5 лет. она пошла в школу.
Нашими воспитателями отмечается, что имеется острая потребность в знаниях по работе с педагогической запущенностью, с детьми с ЗПР, аутичными детьми, так как дети с ОВЗ чаще всего отстают в развитии.
1. Увеличение общего числа детей с нарушениями здоровья требует расширения штата ДОУ такими специалистами как дефектолог, специальный или клинический психолог, специалист ЛФК, тьютер.
2. Отсутствие универсальной краткосрочной диагностики для детей с ОВЗ. И недостаток методик диагностики детей раннего возраста. Также не отменяется проблема соотношения диагностики к коррекции.
3. Попадание ребенка со статусом ОВЗ в дошкольное учреждение может быть поздним, то есть ребенок посещает детский сад всего 1-2 года, или часто вынужден находиться на лечении, что не позволяет осуществлять системную работу специалистов нашего учреждении.
4. Часто ребенок с ОВЗ является педагогически запущенным, из неблагополучной семьи, затрудняется сотрудничество с семьей воспитанника, рекомендации не выполняются. Есть родители, не принимающие особенностей своего ребенка, возможностей его развития при должном внимании с их стороны, что усложняет жизнь семьи в целом и упускается возможность более полной коррекции раннего возраста. Воспитатель в данном случае не имеет никаких полномочий и прав помощи ребенку, так как формально уход родителями осуществляется.
Таким образом, работа воспитателей и специалистов нашего детского сада в области инклюзивного образования находится в процессе активного развития, есть, как и недостатки, так и некоторые достижения в данной области. Огромным подспорьем в работе является материально-техническая база, также готовность специалистов и руководства к повышению уровня образования, самообразование в области проблем инклюзии в дошкольном обучении. Однако, в целом, требуется слаженная, системная работа специалистов, педагогического состава и родителей для достижения целевых ориентиров, поставленных ФГОС ДО в области инклюзивного образования.