МААМ-картинки

Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации

Оксана Юрьевна Садреева
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Публикация «Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации» размещена в разделах

(слайд 2) Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей младшего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

(слайд 3) Сравнительный анализ адаптации в нашем ДОУ в течение нескольких лет показал, что лишь 20% детей имеют и лёгкую степень адаптации, 40% детей имеют среднею и тяжёлую степень адаптации. Дети не имеют опыта общения с другими людьми, у детей не сформированы навыки предметно-игровой деятельности, родители не формируют у детей навыки самостоятельности. По итогам анкетирования родителей 65% заявили о необходимости функционирования группы ранней адаптации. Исходя из этих данных, в 2014году была организована группа ранней адаптации «Кроха» для детей с 2-х до 3-х лет, которая пользуется большим спросом у будущих воспитанников и их родителей. Выпускники данной группы в 2015году значительно легче влились в детский коллектив.

Так как в адаптационной группе время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу по субботам на 3 часа ( с 09: 00 до 12:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Работа по социализации детей младшего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей: (слайд 4)

• усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;

• расширить ориентировку в ближайшем окружении;

• научить умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи: (слайд 5)

• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;

• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Чтобы решить эти задачи я использовала следующие приемы и методы, технологии:

1. Сказкотерапия. Суть сказкотерапии в том, что бы составлять сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок, которые я применяю в сказкотерапии:

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

(слайд 6) Например сказка репка. Там была маленькая мышка и без нее репку не вытянули. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная как он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может хоть и маленький.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

(Слайд 7) Люлю - люлю, ой, люли

Прилетели голуби

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай

Баю-бай, баю-бай

Спи, малыш мой, засыпай.

(Слайд 8)

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета везем с собой.

3. Песочная терапия.

(Слайд 9) – рисование на цветной соли очень занимательное увлечение.

4. Музыкотерапия, ритмопластика

(Слайд 10) Здесь у детей обогащается слуховой опыт, они учатся различать звуки по высоте, узнавать звучание различных музыкальных инструментов: колокольчики, ложки, барабаны, дудочка, металлофон, маракасы, бубен, треугольник, свистульки. Развивается слуховое восприятие, умение слушать высокий и низкий тембр в музыке.

(Слайд 11) А ритмопластика помогает развить у детей выразительность в движениях, эмоциональной отзывчивости на музыку; формируется умение исполнять простейшие плясовые движения.

5. Пальчиковые игры.

Самые простые это – ладушки, этот пальчик, мы капусту и т. д.

(слайд 12) Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим).

С суджоками и мячиками.

6. Нетрадиционные методы рисования

(Слайд 13) Традиционное рисование предполагает использование карандашей, красок и в качестве носителей- бумаги и ткани. В нетрадиционном рисовании можно использовать всё - овощи, фрукты, чернила, сок, пальцы, ладони, макароны, крупы. …В качестве носителей - фактурированную, гофрированную, промокательную и прочую бумагу, обои, ткани и многое, многое другое.

7. Пальчиковый театр

(Слайд 14) Деревянный, вязанный, тканевый, бумажный и т. д.

8. Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения.

(Слайд 15, 16, 17)

Макароны на шнуровке

Клавиатура

Бигуди на резиночках

Прищепки

Баночки с геометрическими фигурками или с разными цветами

Проволока

Фасоль

Фигурки по коробочкам

Такие игры и упражнения в период адаптации способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания., восприятия, речи, воображения,

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. (Слайд 18)

Уделяется внимание гендерному воспитанию.

Современные авторы (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа). (Слайд 19) Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством. (Слайд 20) Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Считаю что проблема адаптации у детей младшего дошкольного возраста важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста в детском саду.

У нас так же есть совместные утренники детей с родителями. Мы совместно готовимся к ним. Танцуем, играем и т. д. (слайд 21,22,23,24)

В заключении своего выступления хочу подчеркнуть, что для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. (слайд 25)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Групповое занятие «Круг» Ю. Зарубина для короткой адаптации детей в условиях Срцн В ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделение пгт Осинки поступают дети из неблагополучных семей, дети оставшиеся без попечения родителей. Возраст.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Темой для самообразования воспитателей группы №4 на 2015 – 2016 уч. год стало «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях.

Помощь ребенку в адаптации в условиях психоневрологического санатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ I. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации.

Самообразование воспитателя: Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников Тема: «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Начало работы: 01.09.2016г Окончание работы : 25.05.2017г.

Совместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптацииСовместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптации В продолжении консультации для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 10:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьевна Садреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД