Оксана Юрьевна Садреева
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Публикация «Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
(слайд 2) Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей младшего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
(слайд 3) Сравнительный анализ адаптации в нашем ДОУ в течение нескольких лет показал, что лишь 20% детей имеют и лёгкую степень адаптации, 40% детей имеют среднею и тяжёлую степень адаптации. Дети не имеют опыта общения с другими людьми, у детей не сформированы навыки предметно-игровой деятельности, родители не формируют у детей навыки самостоятельности. По итогам анкетирования родителей 65% заявили о необходимости функционирования группы ранней адаптации. Исходя из этих данных, в 2014году была организована группа ранней адаптации «Кроха» для детей с 2-х до 3-х лет, которая пользуется большим спросом у будущих воспитанников и их родителей. Выпускники данной группы в 2015году значительно легче влились в детский коллектив.
Так как в адаптационной группе время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу по субботам на 3 часа ( с 09: 00 до 12:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
Работа по социализации детей младшего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей: (слайд 4)
• усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
• расширить ориентировку в ближайшем окружении;
• научить умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи: (слайд 5)
• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;
• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
• сформировать представления о явлениях общественной жизни.
Чтобы решить эти задачи я использовала следующие приемы и методы, технологии:
1. Сказкотерапия. Суть сказкотерапии в том, что бы составлять сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок, которые я применяю в сказкотерапии:
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
(слайд 6) Например сказка репка. Там была маленькая мышка и без нее репку не вытянули. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная как он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может хоть и маленький.
2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.
(Слайд 7) Люлю - люлю, ой, люли
Прилетели голуби
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Баю-бай, баю-бай
Поскорее засыпай
Баю-бай, баю-бай
Спи, малыш мой, засыпай.
(Слайд 8)
Мы вагоны прицепили
И по рельсам покатили.
Красный, желтый, голубой –
Все цвета везем с собой.
3. Песочная терапия.
(Слайд 9) – рисование на цветной соли очень занимательное увлечение.
4. Музыкотерапия, ритмопластика
(Слайд 10) Здесь у детей обогащается слуховой опыт, они учатся различать звуки по высоте, узнавать звучание различных музыкальных инструментов: колокольчики, ложки, барабаны, дудочка, металлофон, маракасы, бубен, треугольник, свистульки. Развивается слуховое восприятие, умение слушать высокий и низкий тембр в музыке.
(Слайд 11) А ритмопластика помогает развить у детей выразительность в движениях, эмоциональной отзывчивости на музыку; формируется умение исполнять простейшие плясовые движения.
5. Пальчиковые игры.
Самые простые это – ладушки, этот пальчик, мы капусту и т. д.
(слайд 12) Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим).
С суджоками и мячиками.
6. Нетрадиционные методы рисования
(Слайд 13) Традиционное рисование предполагает использование карандашей, красок и в качестве носителей- бумаги и ткани. В нетрадиционном рисовании можно использовать всё - овощи, фрукты, чернила, сок, пальцы, ладони, макароны, крупы. …В качестве носителей - фактурированную, гофрированную, промокательную и прочую бумагу, обои, ткани и многое, многое другое.
7. Пальчиковый театр
(Слайд 14) Деревянный, вязанный, тканевый, бумажный и т. д.
8. Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения.
(Слайд 15, 16, 17)
Макароны на шнуровке
Клавиатура
Бигуди на резиночках
Прищепки
Баночки с геометрическими фигурками или с разными цветами
Проволока
Фасоль
Фигурки по коробочкам
Такие игры и упражнения в период адаптации способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания., восприятия, речи, воображения,
В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. (Слайд 18)
Уделяется внимание гендерному воспитанию.
Современные авторы (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа). (Слайд 19) Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством. (Слайд 20) Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.
Считаю что проблема адаптации у детей младшего дошкольного возраста важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста в детском саду.
У нас так же есть совместные утренники детей с родителями. Мы совместно готовимся к ним. Танцуем, играем и т. д. (слайд 21,22,23,24)
В заключении своего выступления хочу подчеркнуть, что для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. (слайд 25)