Елена Гайдина
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Темой для самообразования воспитателей группы №4 на 2015 – 2016 уч. год стало «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Публикация «Отчет по теме самообразования „Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Целью нашей работы по самообразованию стало экологическое воспитание детей второй младшей группы №4 и формирование у них начал экологической культуры.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
В процессе ознакомления детей с природой нами были использованы разные методы:
1) наглядные (наблюдение на прогулке и в уголке природы, рассматривание картин);
2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт,
3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа).
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Во время прогулки мы находили интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей 3-4 лет играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность. Поэтому в процессе образовательной деятельности, предусмотренной программой, нами проводились элементарные опыты с водой (замерзание, таяние, наблюдения и опыты в уголке природы (выращивание лука, фасоли, цветов). Ведь в процессе детского исследования ребенок данного возраста получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать простейшие выводы - развивает познавательные способности.
Помимо непосредственной образовательной деятельности, в октябре 2015 года в группе был реализован проект «Овощи и фрукты – полезные продукты», по итогам которого дети группы стали лучше различать овощи и фрукты, запомнили их названия. В рамках проекта была проведена выставка-конкурс поделок из природного материала. Лучшие работы были отправлены на международный интернет-конкурс «Чем запомнится эта осень», на котором заняли 1 и 2 места (Илюхина Маша и Курганов Влад).
Воспитанники группы Каребо Дима и Уфимцев Ваня в ноябре 2015 года заняли 1-е место во всероссийском конкурсе «Вопросита» (блиц – олимпиада «Вершки и корешки», область знаний – окружающий мир).
В ноябре 2015 года воспитатели и дети группы участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Коты для доброты». Скадин Степа, Харина Маша, Илюхина Маша, Москвина Саша получили дипломы участников, воспитатели Гайдина Е. Н. и Позднякова О. Ю. – дипломы победителей 2-ой и 3-ей степени.
Родители также были вовлечены в совместную деятельность по экологическому воспитанию детей. В результате появились кормушки для птиц, а фото лучших из них мы отправили на всероссийский творческий конкурс «Синичкин день». Результат – Мелехин Ваня – 2-е место, Ломовцева Лиза – 1-е место в номинации «Домик для птиц своими руками».
В рамках работы с родителями по теме самообразования была составлена консультация для родителей, посвященная различным формам деятельности по экологическому воспитанию в семье, которые помогут формировать у детей экологические нормы поведения в окружающей среде.
29.03.2016 года в группе было проведено родительское собрание на тему «Экологическое воспитание ребенка в семье», в ходе которого состоялось обсуждение проблемы формирования экологической культуры ребенка.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.