Элина Сагитова
Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации ребенка. За последние годы произошли весомые изменения в социальной и политической ситуации, как в мире, так и в России, что требует от личности адекватного реагирования на данные изменения и приспособления к новым условиям.
Публикация «Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Психология подростка
- Психология школьников
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учебная адаптация сопровождается следующими факторами: психофизиологическим, социальным, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Подростковый возраст принято считать весьма богатым стрессовыми переживаниями, кризисами. Поэтому процесс социальной приспособляемости занимает особое место при переходе в основное звено школьного обучения. Именно в это время складываются, оформляются наиболее устойчивые формы поведения, характер, эмоциональные реакции. Это пора достижений, быстрого накопления знаний, а также умений, становление своего Я, приобретение нового места в социуме. Это также возраст потерь детского мировоззрения, появления тревожных чувств и психологического дискомфорта. Успешность социальной адаптации в классе во многом определена взаимоотношениями между подростками. Несмотря на достаточное количество научных работ в социологии, психологии, медицине, педагогике по данной теме, исследование проблемы социальной адаптации детей при переходе из начального в среднее звено школьного обучения остается не достаточно изученным. Формирование социально адаптированного человека требует, чтобы были учтены возрастные, психологические, педагогические особенности подростков.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Г. М. Андрееева [2], Е. Ю. Балашова [4], Л. И. Божович [6], И. В. Дубровина [28], Т. Л. Ульянова [39]).
В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную систему образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.
Процесс социально-психологической адаптации младших подростков осуществляется через систему социальных институтов, таких, как школа, где социальные качества личности изменяются и формируются в соответствии с ценностями общества. Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от страха, одиночества или сокращении сроков социального научения. Опираясь на общественный или групповой опыт, ученики избавляются от необходимости проб и ошибок, выбирая более подходящий образ поведения. Значимость социальной адаптации существенно возрастает в условиях полной смены деятельности и социальной среды человека. В новой обстановке у пятиклассников появляется эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда личные психологические проблемы отрицательно влияют на процесс обучения. В данных условиях перехода из начальной школы в среднюю представляется сложным, но при правильной организации процесса обучения он может способствовать психологическому, социальному росту младшего подростка. Важнейшая роль в успешной адаптации отводится личностным особенностям подростков, уже сформированным на предыдущих этапах развития: умению контактировать с окружающими людьми, а также владению нужными навыками общения, способности установить для себя приемлемую позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить естественное протекание процесса адаптации и благополучный его исход.