Елена Багнюк
Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении.
1. Понятие о социализации.
2. Факторы.
3. Особенности процесса социализации младших школьников.
4. Механизмы социализации младших школьников.
1. Понятие о социализации.
Публикация «Социализация младшего школьника с нарушением слуха в интернатном учреждении» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие человека зависит от социальных законов общества. С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми, и в течение всей своей жизни живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения. Вступая в разнообразные отношения с людьми, человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности.
Познавая мир и себя ребенок включается в общество, становится его членом, его общественная сущность проявляется в взаимоотношениях с другими членами общества. В течение всей жизни человек происходит формирование личности человека или социализация.
Термин «социализация» означает необходимый человеку, как существу биосоциальному, процесс, получения определенных навыков, для того, чтобы выжить в окружающем его обществе. То есть, социализация - это процесс становления личности, формирование её социальных качеств, свойств и ценностей, под воздействием общественной среды, в ситуации воспитания и обучения. В ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» дается определение «Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, в котором в основных разделах регулярно упоминается понятие социализация, смысл которого - вхождение человека в общество, позволяющее стать его полноценным членом.
Социализация, происходит от латинского слова общественный и означает процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Следовательно, у человека в процессе социализации формируются убеждения, одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Таким образом, мы можем сказать, что процесс социализации – это естественный непрерывный процесс, направленный на становление человека, умеющего реализовать себя, самостоятельно решать проблемы и принимать решения.
На социализацию личности оказывают воздействие множество разнообразных условий или факторов.
2. Факторы социализации.
Условия, в той или иной степени, влияющие на развитие человека, принято называть факторами. Выделяются различные группы факторов социализации личности.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации.
Более или мене изученные факторы социализации условно объединили в четыре группы.
1. Ближайшее социальное окружение ребенка, то, что оказывает значительное влияние на его развитие-семья, соседи, школа, класс.
2. Складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и оказывающими влияние на воспитание – школа, семья, улица.
3. Общественные институты, органы власти, административные учреждения.
4. Нормы культуры, субкультуры, мировоззрения, идеологии общества.
К основным факторам социализации человека относятся : семья, школа, общество. [2, с. 88].
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье: родители, братья, сестры; в школе - учителя, в обществе - сверстники, друзья. Поэтому решить проблему социализации младших школьников нужно объединив усилия семьи, школы и общества.
Основными факторами в этой деятельности будут:
1. Деятельность детских объединений, кружковая деятельность, взаимодействие детей, учителей и родителей.
2. Отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
3. Реализация инновационных проектов, направленных на социализацию личности, на базе образовательных учреждений (пилотные площадки).
4. Сотрудничество школы с другими социальными институтами, педагогическими культурами для развития личности ребенка и освоение им мира культуры.
5. Сознательный выбор ребенком собственной позиции, цели и средств в соответствии с его мотивами, убеждениями и потребностями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, социализация личности начинается с самого рождения, с первых лет жизни и заканчивается тогда, когда человек проявляет независимость в суждениях и поступках, самостоятельность в принятии решений, т. е. к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения, навыки и задатки социальной жизни ребенок получает в семье. После прихода ребенка в школу, семья начинает разделять свои социализирующие функции со школой. Школа, является вторым по значимости (после семьи, фактором социализации младшего школьника. Взаимодействие семьи и школы является главным условием процесса социализации младших школьников. Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО, уделяет большое внимание семье, работе с родителями и контролирует действия школы
3. Особенности процесса социализации младших школьников.
В соответствии с ФГОС НОО особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста, является развитие всесторонне развитой личности. Младший школьный возраст, это период жизни от 6 до 11 лет, является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. Поэтому процесс социализации в этот период происходит более интенсивно.
В этом возрасте у ребенка происходят психофизические изменения, в связи с поступлением в школу, изменяется вид его деятельности, от игры к учебе, изменяется его социальное окружение. В школе к нему предъявляется ряд определенных требований: он обретает первую в своей жизни социальную роль статус ученика, которая подразумевает появление обязательной и общественно значимой деятельности - учебной. Именно здесь формируется личность ребенка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
Успехи и неудачи в учебе приобретают социальную функцию и оказывают влияние на дальнейшую жизнь ребенка, у него коренным образом изменяется социальная ситуация развития. Ребенок, как ученик, должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение, от него требуется соблюдение ответственности, дисциплинированности, за выполнение или невыполнение он получает общественную оценку.
Получает он и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
В условиях введения ФГОС НОО, проблема социализации младших школьников, становится особенно актуальной. Это связано с современной реформой образования, изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка, увеличением его социально- педагогических проблем.
Важную роль в процессе принадлежит начальной школе, в школе на детей оказывают влияние их сверстники и учителя, поэтому школьникам необходимо научится взаимодействовать с ними при помощи воспитателя нашей школы, приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, понимания своей новой социальной роли, нового периода жизни. Для установления связей с социальным окружением, необходима личная активность и соблюдение определенных правил поведения.
Для формирования у младших школьников представлений о правилах поведения в школе воспитателем в процессе самоподготовки проводятся беседы («Я - ученик», «Права и обязанности школьников», «Правила поведения в школе»).
Личность воспитателя, его отношение к детям, педагогические способности оказывают положительное или отрицательное воздействие на младшего школьника. Обучающийся начальной школы большую часть своего времени проводит с одним воспитателем, поскольку наши дети с нарушением слуха пребывают в учреждении интернатного типа, поэтому именно этот воспитатель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку как для развития, так и для социализации. Он помогает учащемуся овладеть способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности. [1, с. 25].
Немаловажным фактором для социализации младшего школьника являются и его взаимоотношения с одноклассниками. Для развития межличностного и внутригруппового общения необходимо проведение тренингов общения.
С момента, когда ребенок становится учеником, его индивидуальное развитие зависит взаимоотношений в группе других учеников. В общении со сверстниками у младшего школьника закладываются нравственные качества личности, продолжается его социальное развитие, он хочет быть хорошим учеником, получить признание окружающих. Чем выше статус ученика, тем успешнее его развитие, а для этого необходимы новые достижения в развитии речи, психики, личности, в этот период жизни ведущей становится учебная деятельность. Социально успешным учеником считается тот, кто хорошо учится, имеет много друзей, коммуникабельный, внутренне свободный, имеет достижения не только в учебе, но и в других видах деятельности (коммуникативной, трудовой, спортивной, творческой). Данный процесс направлен на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе.
Успех процесса социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения зависит от состояния его психического здоровья, от психологического комфорта в классном коллективе, взаимодействия педагогов, в числе которых воспитатель школы и родителей. В условиях современности требуются активные, инициативные личности, способные к преодолению трудностей, поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в новой социальной среде, развитие коммуникативных способностей.
Как видно, из всего перечисленного важную роль в процессе социализации младших школьников играет именно начальная школа, здесь ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая позднее, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться. Воспитатель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Ознакомление младших школьников нравственными примерами (беседы, встречи с интересными людьми) противодействуют примерам разрушительного поведения, которые обрушивают на детей (компьютерные игры, телевидение и другие источники информации). [5 с. 25].
Недооценка важности школы в процессе социализации может привести к серьезным проблемам, поэтому необходимо учитывать механизмы социализации младших школьников.
Для того, чтобы учащиеся начальной школы с нарушением слуха овладели навыками социализации необходимо создать для этого педагогические и социально- психологические условия. Для этого необходимо ближе познакомиться с детьми, изучить их семьи, чтобы понять уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений детей и родителей
4. Механизмы социализации младших школьников.
На процесс социализации младших школьников, как мы уже рассмотрели, оказывают влияние различные факторы и лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (родители, братья и сестры, учителя, сверстники, друзья). Педагогикой выделяются два основных механизма социализации :
- социально – педагогический;
- социально- психологический.
К социально – педагогическим механизмам социализации относят :
Традиционный механизм усвоения младшим школьником, происходит на неосознанном уровне, с помощью запечатления норм поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (друзья, соседи). Результат данного механизма социализации может проявиться тогда, когда человек знает, «как и что надо», но это его знание противоречит нормам поведения ближайшего окружения. Иногда не востребованные или блокированные, в силу изменившихся условий жизни, элементы социального опыта, могут возникнуть снова в поведении человека, при очередном изменении условий жизни. [2 с. 10].
Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия младших школьников со значимыми для него лицами (родители, друзья, сверстники)
К социально- психологическим механизмам относят:
Имитация (подражание)- это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта других людей, в частности их движений, манер, поступков и действий. У младших школьников механизм имитации - это один из путей произвольного, а чаще всего непроизвольного стремления копировать поведение учителей, перенимать образец его поведения.
В процессе имитации для младших школьников образцом для подражания является учитель, ведь именно учитель предлагает ученикам модели и способы школьного поведения. Дети наблюдают в школе за поведением педагогов, учеников получают часть своего социального опыта, просто копируя это поведение. Иногда у младших школьников имитация может проявляться в подражании голосу, жестам, одежде, манере говорить и другим особенностям учителя.
Идентификация (отождествление) – способ усвоения детьми школьного поведения, неосознанного отождествления себя с окружающими людьми, родителями, учителями, сверстниками. Благодаря механизму идентификации у детей повышается социальная активность, настроение, самооценка, формируются позитивные личные качества. В отношениях со сверстниками и взрослыми людьми дети присваивают их ценные качества и желательные формы поведения. [3, с. 85]
Социализация младших школьников происходит с помощью всех перечисленных механизмов.
Каждый ребенок в будущем желает быть социально успешным, для этого необходимо с начальной школы проводить работу по социализации и адаптации младших школьников.
Итак, социализация младших школьников - это процесс, играющий важную роль в формировании его личности. Таким образом, развитие личности в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Список используемой литературы.
1. Изотова Е. И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников. Психологи и школа -2010-№1 с. 24-39
2. Мудрик А. В. Социализация человека : Учебник для студентов вузов / 2-ое изд., испр. И доп. - М. : Академия, 2006. – 303с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология. 4-е изд., М. : Академия, 2016. – 656 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. М. - 2009