Ирина Бардеева
Социализация как важное направление работы учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация как важное направления работы учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.
Формирование и развитие социальной активности подрастающего поколения нашей страны становится важной проблемой современности, т. к. общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. Как нам известно, в рамках ФГОС дошкольного образования к завершению дошкольного обучения ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; может играть со звуками и словами; проявляет любознательность.
Публикация «Социализация как важное направление работы учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Достижением этих целевых ориентиров регулярно в своей работе занимаются воспитатели. Но для достижения этих же ориентиров у детей с речевыми нарушениями требуется определенный подход. Ведь зачастую такие дети не проявляют инициативу в общении, выбирают пассивные роли в совместных играх, не могут в полной мере выражать свои мысли и желания, осознают и стесняются своего дефекта и т. д. В данном случае неоценимую помощь оказывает учитель-логопед.
Направления работы учителя-логопеда по развитию социальной активности детей с речевыми нарушениями :
Первое – работа с родителями : открытые занятия, совместные досуговые мероприятия, консультирование родителей, родительские собрания, оформление информационного стенда для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения. Как пример, организация выставки логопедических рисунков: дети совместно с родителями изображают на рисунке предметы, в названиях которых есть автоматизируемый звук и объединяют их в общий сюжет (например, Солнце, Самолет, Собака, Сосна, Солома). Затем ребенок имеет возможность рассказать, что они изобразили на своем рисунке. Такая совместная деятельность позволяет родителям (законным представителям) участвовать в логопедической работе и видеть динамику развития речи своих детей.
Или проведение мастер-класса для родителей с участием детей: воспитанники под руководством учителя-логопеда демонстрируют логопедический массаж, артикуляционную гимнастику и т. п.
Второе направление - коррекционно-развивающая (индивидуальная и подгрупповая) образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми : использование игровых методов и приемов, направленных на развитие и совершенствование речевых функций, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов.
Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению детей с речевыми нарушениями в коллективную деятельность. Например, разработана авторская дидактическая игра «Наряди барыню», в которой принимает участие микрогруппа детей, каждому ребенку достается один элемент одежды, дается общая цель. Таким образом, учитель-логопед намеренно создает потребность в общении, необходимости договориться между собой.
К этому же направлению относится проведение логопедических досуговых мероприятий в форме игр-путешествий, развлечений, викторин, которые помогают детям с речевыми нарушениями применять полученные знания, активизировать речь и адаптироваться в коллективе сверстников. В нашем ДОУ успешно проходят спортивно-логопедические старты и эстафеты: когда выполняя спортивные задания одновременно решаются коррекционные задачи. Таким образом, реализуется возможность участия и проявления активности всех детей, формируется умения работать в команде.
Отдельно хотелось бы отметить участие детей с речевыми нарушениями в педагогических проектах. Личный опыт показал, что такие дети проявляют интерес, творчество, фантазию и инициативу в ходе реализации проекта. В течение года группа детей с речевыми нарушениями принимала участие в проекте «Логопедический альбом», в результате которого у каждого ребенка был сформирован альбом из аппликаций с использованием карандашной стружки по всем лексическим темам, изучаемым в течение года.
Третье направление - расширение круга общения дошкольников. Хотелось бы дать несколько рекомендаций воспитателям, т. к. большую часть времени ребенок находится в группе:
-привлекать детей-логопатов к участию в праздниках и утренниках на базе детского сада (инсценировка сказки, подвижные игры, украшение комнаты к празднику); в творческих конкурсах разного уровня (конкурс рисунков, поделок); педагогических проектах.
-давать посильные словесные поручения (попросить у помощника воспитателя салфетки);
-побуждать к ответу на групповых занятиях, дать возможность выразить свои мысли;
-организовывать взаимодействие со сверстниками (участие в совместных дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др. играх).