Васильева Алла Викторовна
Социализация дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация дошкольников
С самого рождения человек находится в окружении людей и контактирует с ними. В настоящее время наблюдается активное развитие всего общества, которое требует от каждого его гражданина умения адаптироваться к разным условиям, оперативно решать большое количество задач и вопросов, находить общий язык с каждым человеком и постоянно обучаться.
В связи с этим вопрос о социализации человека на каждом возрастном этапе особенно актуален, так как многие люди часто испытывают трудности в общении и предпочитают заменять реальное общение виртуальным, что непременно ведет к одиночеству и невозможности самореализации. Именно в период дошкольного возраста активно формируется навыки общения, правила поведения в обществе и уважительное отношение ко всему окружающему миру.
Публикация «Социализация дошкольников» размещена в разделах
Задачами данной статьи является определить роль общества и детской дошкольной организации (ДОО) в процессе социализации ребенка и условия социализации детей дошкольного возраста.
Применялись такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и беседа.
Так, Н. Ф, Головановой (Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии) была предложена компонентная основа процесса социализации детей дошкольного возраста, которая включает в себя такие компоненты, как: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный.
Дошкольный возраст — это один самых ярких периодов становления личности ребенка. Начиная с раннего периода формирования ребенка как личности, идет формирование базовых норм поведения в обществе, навыков общения между сверстниками.
Игровая деятельность является самой главной в процессе формирования личности ребенка. Кроме того, на этом этапе развития важным навыком социализации является умение делиться друг с другом, играть или работать вместе с другими. Если помочь детям понять разницу между отказом от игрушки и игрой с предметом вместе или в группе, это поможет развить такие важные навыки, как работа в команде, терпение и понимание. Не менее важно дать понять, как участвовать в групповой деятельности, например, сесть в круг.
Развитие навыков управляющих функций и контроля над своим телом — один из ключевых компонентов социализации дошкольников. В дошкольных учреждениях детям предоставляется возможность развивать способность самостоятельно управлять движением и научиться сосредоточенности. Например, когда воспитатель даёт группе задание, дети должны оставаться сосредоточенными, следовать указаниям и не отвлекаться. В домашних условиях родители так же могут создать возможности для развития этих навыков, давая детям несколько заданий одновременно, например, попросить ребёнка убрать мяч, выбрать книгу и сесть вместе почитать.
Создание семейных занятий дома, таких как совместное использование цветных карандашей во время раскрашивания, поход в магазин, совместный прием пищи и поход в парк, чтобы поиграть с другими, может наглядно продемонстрировать, что такое совместные действия.
В ходе игровой деятельности ребенок осваивает внимание, память, мышление, речь, воображение, эмоции и волю, которые помогают ему достичь эффективной социализации.
Роли дошкольной образовательной организации (ДОО) и социума в рассматриваемой сфере невозможно переоценить.
Очевидным фактом является то, что главенствующая роль в ходе социализации ребенка присуща семье и ДОО. Именно семья формирует у ребенка представления о мире, взаимоотношениях с людьми, непосредственного отношения к себе самому, приобщает к материальным и духовным ценностям, а ДОО призван закрепить и развить все положительных и позитивные навыки.
Дошкольное учреждение представляет этап, с которого они начинают общаться, взаимодействуя со сверстниками, развивая и укрепляя дружеские отношения. В дошкольных учреждениях многие дети впервые учатся быть частью сообщества.
В дошкольном возрасте также важно научиться справляться с неожиданными происшествиями. Работа в непредвиденных ситуациях помогает ребёнку развить свои эмоции и управлять ими. Давая детям понять, какие действия вызывают у них чувства и как они собираются на них отреагировать, педагог способствует достижению этой важной вехи в развитии. Воспитатели могут помочь детям понять, как справляться с неожиданными действиями, используя их как возможности для обучения.
Навыки, которые дети получают в дошкольных учреждениях, бесценны. В то время как основные образовательные преимущества дошкольного образования, такие как грамотность и умение считать, важны для родителей, часто упускается из виду преимущество, которое дети получают, чтобы стать разносторонними людьми, друзьями, членами семьи и общества.
Социализация даё т детям ряд преимуществ: сосуществование, работа в команде, улучшенный словарный запас, дисциплина.
Таким образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста должен происходить с учетом его возрастных особенностей, с учетом влияния окружающего мира и с помощью совместной работы педагогических работников и родителями.