Саблина Татьяна
ПДД в играх для дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества» (Источник 1). Основная гарантия безопасности человека – это его безопасное поведение в окружающей среде. Подготовка ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде заключается в формировании у него «основ безопасности жизнедеятельности».
«Основные цели и задачи формирования у дошкольников безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) предполагают:
Публикация «ПДД в играх для дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах
1) формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3) передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства» (Источник 1) .
В данной статье предполагается рассмотрение некоторых способов работы с детьми 3 – 5 лет по одному из направлений «Формирования основ безопасности жизнедеятельности», а именно - формирование представлений детей 3 – 5 лет о правилах безопасности дорожного движения. Педагогическая работа с детьми в данном направлении заключается в проведении бесед, развлечений, встреч с инспектором по пропаганде ПДД, в организации детских игр по ПДД. Для ознакомления дошкольников с правилами безопасности дорожного движения используются беседы и встречи с инспектором по пропаганде ПДД; для закрепления представлений детей по данной тематике – игры и развлечения. «Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у ребёнка стереотип безопасного поведения», чтобы ребёнок умело применял правила и легко ориентировался на улице. «Ребёнок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция. Надо только научиться «понимать» их и взаимодействовать с ними» (Источник 1).
Лучший способ для закрепления информации, полученной детьми в ходе бесед, - конечно же, игры по данной тематике. В своей педагогической работе с детьми в плане формирования представлений детей о правилах безопасности дорожного движения мы используем различные дидактические и подвижные игры.
Примеры некоторых игр по ПДД с детьми 4 – 5лет:
1. Дидактические игры: «Светофоры» и «Собери светофор».
Цели игры: закрепление и расширение представлений о светофоре – специальном приборе, который регулирует движение транспорта и пешеходов; о значении сигналов светофора;
Оборудование и материалы: модели светофоров (основа светофора и элементы, обозначающие сигналы светофора, стол.
Количество игроков: все желающие.
Дидактические задачи игроков: собрать правильно модели светофоров; объяснить, какой из светофоров регулирует поведение водителей, а какой – пешеходов; объяснить, что означает каждый согнал светофора.
Игровые правила: процесс комплектации деталей светофора можно представить в виде соревнования между детьми на скорость сборки, при этом побеждает тот, кто собрал светофор быстро, правильно и объяснил значение сигналов светофора.
P.s : С атрибутикой данной игры можно использовать вариант игры «Выбери правильный вариант светофора».
2. Дидактическая игра : «Городские дороги».
Цели игры: закрепление и расширение представлений о светофоре – специальном приборе, который регулирует движение транспорта и пешеходов; о значении сигналов светофоров; о дорожном знаке – пешеходный переход; о правилах поведения на дороге.
Оборудование и материалы: макет города (дороги, постройки из конструктора «ЛЕГО» (дома, магазины и так далее, модели светофоров, игрушечные машинки (соответствующие размеру дороги, игрушечные или картонные человечки.
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача водящих: замена карточек – «выключателей сигналов светофора».
Дидактическая задача игроков: выполнять действия с машинками и человечками в соответствии с правилами дорожного движения и сигналами светофора.
Игровые правила: нарушающий правила дорожного движения выходит из игры.
3. Дидактическая игра «Объяснялки» ( варианты: «Правильно – неправильно» и «Что есть на картинках, связанное с ПДД»).
Цели игры: закрепление и расширение представлений о светофоре – специальном приборе, который регулирует движение транспорта и пешеходов; о значении сигналов светофоров; о дорожных знаках; о правилах поведения на дороге.
Оборудование и материалы: карточки с изображением различных ситуаций, связанных с правилами дорожного движения.
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача игроков: вариант «Правильно – неправильно» : выбрать из общего количества карточек 2 карточки (одну с правильным, другую – с неправильным поведением на дороге, объяснить, что правильно и что не правильно в поведении людей, изображённых на карточках в соответствие с правилами дорожного движения; вариант «Что есть на картинках, связанное с ПДД» : выбрать из общего количества карточек 2 карточки, назвать, какие элементы рисунка на карточке относятся к правилам дорожного движения (светофор, дорожные знаки, светоотражатели и так далее, объяснить их значение.
Игровые правила: в варианте «Правильно – неправильно» ведущий (воспитатель) может, по необходимости, помочь выбрать детям карточки с правильным и неправильным поведением на дороге.
4. Дидактическая игра «Дорожные знаки».
Цели игры: закрепление и расширение представлений о дорожных знаках; о правилах поведения на дороге.
Оборудование и материалы: карточки из картотеки «Дорожные знаки»
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача игроков: узнать и назвать демонстрируемый на карточке дорожный знак, пояснить его значение.
Игровые правила: если никто из игроков не узнал дорожный знак, ведущий называет этот дорожный знак и поясняет его значение.
5. Подвижная игра «Разноцветные автомобили».
Цели игры: закрепление и расширение представлений о светофоре – специальном приборе, который регулирует движение транспорта и пешеходов; о значении сигналов светофоров; о правилах поведения на дороге; обеспечение двигательной активности детей.
Оборудование и материалы: предметы, обозначающие сигналы светофора (у нас – бублики от старой пирамидки красного, жёлтого и зелёного цвета, игрушечные рули разного цвета или предметы заменители, выполняющие игровую функцию рулей (у нас бублики от старых пирамидок).
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача водящих: поднимать вверх элементы, изображающие сигналы светофора в правильной очерёдности.
Дидактическая задача игроков: выполнять действия (движение или остановка) в соответствие с «сигналом светофора».
Игровые правила: в соответствие с правилами дорожного движения.
6. Подвижная игра «Водители и пешеходы».
Цели игры: закрепление и расширение представлений о светофоре – специальном приборе, который регулирует движение транспорта и пешеходов; о значении сигналов светофоров; о дорожном знаке – пешеходный переход; о правилах поведения на дороге водителей и пешеходов; обеспечение двигательной активности детей.
Оборудование и материалы: модели светофоров, дорожного знака – «пешеходный переход», бумажная модель пешеходного перехода – «зебры», конструкция ограждения дороги из конструктора, игрушечные рули разного цвета или предметы заменители, выполняющие игровую функцию рулей (у нас бублики от старых пирамидок).
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача водящего или ведущего (воспитателя) : менять положение карточек – «выключателей сигналов светофора».
Дидактическая задача игроков: Выполнять действия в соответствии с сигналами светофора и правилами дорожного движения.
Игровые правила: перед выполнением действия дети называют свои будущие действия в соответствие с вопросом ведущего (воспитателя, поясняя, почему они намереваются так делать.
7. Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цели игры: закрепление и расширение знаний о виде транспорта «автобус», о профессиях «водитель автобуса» и «кондуктор», ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте.
Оборудование и материалы: стулья, матерчатая модель автобуса, руль водителя автобуса, сумка кондуктора, карточки (билеты).
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача водителя и кондуктора: водитель садится с «рулём» на водительское сидение, кондуктор выдаёт карточки (билеты) детям – пассажирам, предлагает пройти в автобус, демонстрируя культуру поведения и речи.
Дидактическая задача других игроков: каждый игрок занимает место в автобусе, изображает, что едет в автобусе в качестве пассажира, соблюдая при этом правила поведения в общественном транспорте.
Игровые правила: пассажир, нарушающий правила поведения в общественном транспорте, из автобуса высаживается.
ИСТОЧНИКИ
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 64 с.