Приложение МААМ

Социализация дошкольников через взаимодействие с семьей

Меженная Елена
Социализация дошкольников через взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка проблемы. Процесс социализации непрерывен на протяжении всей жизни человека и начинается он с момента рождения ребенка. Благодаря ему молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая бесконечный цикл социальной жизни. В процессе социализации личность овладевает определенной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности. Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач.

Публикация «Социализация дошкольников через взаимодействие с семьей» размещена в разделах

Первыми моделями социального поведения для ребенка становиться семья. Из психологии известно, что ранний и дошкольный возраст наиболее синзитивный период во всем жизненном цикле человека. Именно этот факт позволяет наиболее успешно заложить необходимую социальную модель в будущее поколение. Воспитанием будущего поколения занимается, в первую очередь, семья. Семья – первый и наиважнейший социальный институт для ребенка. Через призму семейного воспитания ребенок познает мир, социализируется.

Изложение основного материала. На этом возрастном этапе закладываются бесценные навыки общения и основы понимания собственного места в жизни, обществе. Дети усваивают понятия ценностей, норм и мотивов поведения, которые соответствуют обществу, где они существуют.

Происходит процесс связывания основных сфер деятельности детей с их психикой. При неполном прохождении ступеней социализации возможны негативные последствия для личности, преодолеть которые сложнее, чем на ранних стадиях социализации. Это может сказываться не только на ограниченности детей в информативности, но и грозит неверной ориентацией развития личности, вплоть до проблем с эмоциональной сферой. Психика человека достаточно пластична, в детском возрасте, чтобы компенсировать некоторые изъяны в современном происхождении этапов социализации. Однако нельзя упускать, что каждый ребенок индивидуален, обладает различностями особенностями и возможностями и рисковать тем, что определенными трудностями этого процесса ребенок сам не справиться, не стоит.

Рассмотрим процесс социализации личности дошкольника, согласно исследованиям Татьяна Игоревна Бабаевой, можно условно разделить на несколько этапов:

1. Ранний возраст (дети до 1,5 лет, частичное усвоение информации об окружающем мире и о возможности взаимоотношений, получают первичные навыки общения с семьей;

2. Младший дошкольный возраст (от 1,5 до 3 лет, возникновение потребности общения со сверстниками, закладываются первичные навыки коллективного сосуществования, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, а так же не быть только объектом заботы взрослых и членов семьи;

3. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет, ребенок активно взаимодействует с окружающими, пользуясь полученными ранее навыками общения и речи;

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет, улучшаются социальные навыки, развиваются общение с малознакомыми и посторонними людьми, развиваются гендерные и личностные особенности, усваиваются понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

Все эти этапы помогают малышу перейти на новую ступень социализации со своим собственным багажом знаний, умений и навыков. Ребенок усваивает нормы поведения, социальные роли, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба, любовь, конфликты и пути их разрешения, совместная и самостоятельная деятельность. Это и есть главная задача процесса социализации дошкольника.

Важность семьи в данном процессе сложно переоценить. Семейные взаимоотношения накладывают отпечаток на понятия и нормы поведения, которым будет следовать ребенок. Следует помнить о том, что взаимодействие старших членов семьи с младшими влияет на развитие адаптационных способностей психики ребенка. Чем больше процент вовлечения малыша в общение и деятельность семьи, тем больший спектр понятий и навыков закладывается в его подсознании. Однако личностные особенности играют не малую роль в развитии адаптации ребенка к обществу. Поэтому малыш с одинаковыми исходными возможностями может быть неуверенным в себе, мало коммуникабельным, немеющим справляться с трудностями повседневных задач или же наоборот освоить все то, что несет в себе процесс социализации.

Задача родителей и семьи создать благоприятные условия для успешного протекания процесса социализации. Рассмотрим некоторые из них:

- формирование достойных правил и норм поведения и общения со сверстниками и старшими, а так же с близкими и малознакомыми людьми;

- развитие самосознания, как фактор становления индивидуальной личности ребенка среди других людей;

- овладение социальными навыками в общении с предметным миром;

-первичность приоритетов семейного воспитания с учетом особенностей детей и их личностных свойств[1];

- привить верные нормы и ценности поведения, принятые в обществе, а так же сопоставлять их с собственными моральными ценностями;

- формировать самостоятельность умений воспринимать себя как личностная единица, познающая мир и взаимодействующая с ним, получающая опыт, извлекающая пользу.

Родителям важно помнить о том, что не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Выводы. Таким образом, процесс социализации очень важен для существования человека в обществе, он начинается с момента рождения и заканчивается смертью для каждого индивида. Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями. Самую первую и главную роль в этом процессе для ребенка играет семья. Именно она создает условия для успешного вхождения малыша в общество.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику»Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику» Цель: познакомить родителей с яркими моментами из жизни группы, сплотить родителей совместной идеей подготовки к Новогоднему празднику.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Взаимодействие педагога ДОО с семьей для создания развивающей среды в группе детского садаВзаимодействие педагога ДОО с семьей для создания развивающей среды в группе детского сада Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация дошкольников через взаимодействие с семьей
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 09:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация дошкольников через взаимодействие с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Меженная Елена (УИ 3236071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД