УМА ДЖАФАРОВА
Социализация детей с ОВЗ посредством использования интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Проблемы детей с тяжелыми нарушениями речи – неумение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, неумение выразить свои мысли и желания.
Эти трудности проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижении потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения становится препятствие в развитии полноценной коммуникативной деятельности
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством использования интеллект-карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Главной задачей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Именно в процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает знания, умения и навыки необходимые для полноценной жизни. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, закладывается характер. В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы, использование инновационных технологий в области коррекционно - развивающего обучения и воспитания.
Мы считаем, что одним из эффективных методов направленных на развитие речевых компонентов является использование интеллект-карт, который позволяет решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Интеллект-карты - разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта, это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям. Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга.
Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
Свойства интеллект-карты :
• наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
В процессе реализации коррекционной работы метод интеллект-карт используем :
- при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация, дифференциация);
- при формировании лексико- грамматических категорий (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов);(составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста);
- как представление результатов проектной деятельности;
- в качестве домашнего задания (составление мини-карты вместе с родителями).
Во всех вариантах ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Методика составления карты:
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре иллюстрируется (пишется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями
Предполагаемые результаты:
В результате применения интеллект- карт
• возрастёт детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества;
• дети приобретут определенные умения по заполнению интеллект-карты, появятся зачатки планирования, которые они смогут проявить в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни;
• усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки;
• дети станут четче формулировать мысли, легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого;
• у детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Список литературы
1. Волкова Г. А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. : «Детство – Пресс», 2008.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М: ООО «Гном-Пресс», 1999
3. Бьюзен Т. Суперпамять – Минск: Поппури, 2007.