Елизавета Антоненко
Социализация детей особой заботы
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей особой заботы
Актуальность: на сегодняшний день изучение данной темы достаточно актуально, поскольку из года в год растёт количество детей оставшихся без попечения родителей, также дети со специальными потребностями, ограниченными возможностями здоровья. В обществе начало формироваться новое отношение к детям с ОВЗ, однако большинство людей в России по-прежнему испытывают страх и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями. Обычно это связано с недостатком опыта общения с этой категорией людей. Поэтому важно понимать, как можно социализировать детей особой заботы с ранних лет или уже в подростковом возрасте возможности общаться со здоровыми сверстниками.
Публикация «Социализация детей особой заботы» размещена в разделах
Цель: сформулировать методы и формы работы с детьми особой заботы с целью их социализации.
Объект: социализация.
Предмет: дети особой заботы и их социализация.
Вначале мы разберемся кто такие «дети особой заботы», к «детям особой заботы» относятся:
- дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;
- дети-сироты и лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети с ОВЗ;
- дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях и замещающих семьях.
Что означает аббревиатура ОВЗ? ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Принципы обучения
Работа с «детьми особой заботы» невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
- Психологическая безопасность.
- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
- Единство совместной деятельности.
-Мотивирование ребенка к учебному процессу
Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления является чрезвычайно важным. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, отсутствие контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт не только с воспитателем, но и со сверстниками. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.
Педагоги, которые стараются морально поддержать ребёнка, помочь ему определить свои интересы, цели, найти пути преодоления препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни достигают больших результатов. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми.
Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают положительное воздействие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости.
Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:
-обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;
-психолого-педагогическое и методическое сопровождение;
-построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию личности воспитанников;
-индивидуально-личностный подход;
-выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;
-оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей.
Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.
Появляются новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения ребёнка с нарушенным развитием в соответствии с его возрастом, индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы» направленные на решение следующих задач:
- развитие альтернативных форм организации помощи, обучения и воспитания детей «особой заботы»;
- внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения детей инвалидов;
- разработка механизмов и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательную среду; детей, перешедших на воспитание в замещающие семьи; воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа;
- создание и реализация модели и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии, ранним детским аутизмом, выраженными нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;
-создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ – интернатов;
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей «особой заботы», а также кандидатов в замещающие родители и приёмных родителей;
- совершенствование нормативно-правового сопровождения и методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе дифференцированной помощи детям «особой заботы».