Оксана Кельм
Сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми.
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему
[/b]
Сочетание различных видов активности
дошкольника в совместной деятельности с
родителями и взрослыми.
ГБДОУ д/с №107
Воспитатель: Князькина О. С.
Сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми.
Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со
взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей
Публикация «Сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми,» размещена в разделах
дсйствительности и овладении «детской субкультурой», в присвоении
общсственной сущности человека. (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
На современном этапе понятие «включение родителей» в деятельность
дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое
оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Любая деятельность предполагает появлением ребенком различных
видов активности :
— умственной
— интеллектуальной
— познавательной
— социальной
— двигательной
— трудовой
— речевой
Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в
психологии и смежнык науках как:
— «активность- деятельность
— «активность- готовность к деятельности
— «активность- инициативность
Виды активности :
1. Интеллектуальная активность. Она обозначает только мыслительную
деятельность, да еще развертывающуюся в своеобразных условия.
Интеллектуальная активность реализуется, проявляется и развивается в
процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с
близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных
кон тактов.
Реализация данного условия предполагает создание альбома пособия,
где имеются задания для детей и родителей. Задания могут включать в себя:
— рисунки,
— сочинения про себя и своих близких, о происхождении своих фамилий,
— составление родословной,
— сочинения своих фамильных гербов и девизов.
4
— составление семейной летописи,
-- календарей дней рождения
— семейных праздников и т. п.
Виды активности :
2. Познавательная активность.
Важными факторами этого вида активности являются : личность взрослого, характер его взаимоотношении с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. В ходе совместной деятельности с родителями и взрослыми нужно
всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, давать возможность
приобрести их самостоятельно.
Совместная деятельность для развития
Исследовательской и изобретательской деятельности
— работа с энциклопедиями и справочниками
— проведение вместе с ребенком наблюдений и экспериментов
— просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов и программ
- посещение выставок, научно-технических музеев
— чтение научной фантастики,
Для развития познавательной активности
— познавательные игры
— разгадывание кроссвордов и ребусов,
— создание проблемных ситуаций
— экскурсия на работу
- участие в ремонте бытовой техники
— конструирование ракеты, корабля, одежды, дома.
Виды активности :
3. Социальная активность.
Гармоничная система отношений ребенка со взрослыми и сверстниками становится источником и условием развития социальной активности ребенка как основного показателя отношений развития по критерию «Я» в ансамбле межличностных отнощений.
При реализации данного условия следует планировать и проводить такие
мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело,
что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.
— выполнение поручений
— проведение семейных досугов
- выпуск семейных альбомов
— создание и развитие семейных традиций
— моделирование и инсценировка сюжетов из жизни своей семьи
Игровое взаимодеиствие родителей и их детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)
Виды активности :
4. Двигательная активность
Суммарное количество специально избираемых или спонтанно выполняемых физических упражнений и двигательных действий, которые положительно влияют на развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья и настроение ребенка (С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович)
Средства повышения двигательной активности :
— выполнение совместных двигательно-творческих заданий
— получение полноценного сбалансированного питания
— проведение подвижных игр
— проведение спортивных игр
-объединение родителей в группы по интересам, а затем соединение этих
групп в единый «Спортивный клуб»
Виды активности :
5. Речевая активность.
В старшем дошкольном возрасте речевая активность проявляется во время игр и другой совместной деятельности. Необходимо руководить развитием речи детей, чаще общаться со своим ребенком, подавая пример общения
Реализация данного условия предполагает:
- использование личностно-развивающих заданий;
- решение педагогических ситуаций;
- проведение игр- путешествий;
- беседы;
- просмотр видеофильмов из семейного архива с последующим обсуждением;
- рассматривание семейных фотоальбомов
- чтение художественной литературы, пословиц, поговорок о семье;
- составление рассказов («Наши корни»);
- ведение семейных журналов («Рукописные азбуки», «Наши сказки»);
- создание родительских газет («Здоровячок», «Домашняя игротека»);
- ведение домашних читательских дневников и др.
Виды активности :
6. Трудовяя активность.
Своевременно сформированное положитепьное отношение к труду,
становление волевой регуляции ребенка станет условием самоактуализации
взрослого человека. При этом важнейшим у словием является конструктивное
взаимодействие в альянсе «Родитель-Ребенок», основанное на люови и
доверии. — организация наблюдения за трудом взрослых
— включение детей в трудовую деятельность (посади «Семейную клумбу»,
«Любимое растение для мамы»);
— создание мастерских «Вторая жизнь книги», «Выдумляндия»
- чтение технологических карт.
— ремонт бытовой техники, игрушек, одежды и др.
При рассмотрении данной активности необходимо соблюдение следуюших
деятельно-ориентированные принципов :Деятельно-ориентированные принципы активности детей в совместной
деятельности с родителями и взрослыми.
Принципобучения деятельности.
Главное не передача детям готовых знаний, а организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то
новое путем решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное)развитие.
Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшедствующее спонтанное, самостоятельное, «Житейское развитие».
Креативный принцип.
В соответствии со сказанным ранее необходимо учитьтворчеству.
Формы организации работы с детьми и родителями по формированию направленности ребенка на мир семьи
Составление своей родословной.
Данная форма работы предполагает:
— создание альбома- пособия, где имеются задания для детей и родителей.
(выполняя задания, дети пишут, рисуют себя, своих близких,
предварительно изучив происхождение имен и фамилий, найдя в
энциклопедиях и справочниках соответствующие материалы.
-Технологические карты;
- инструменты; (посадили «Семейную клумбу».
«Любимое растение для мамы»);
- создание мастерских «Вторая жизнь книги», «Выдумляндия»;
- чтение технологических карт;
- ремонт бытовой техники, игрушек, одежды и др.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объяснить усилия для достижения эффективных результатов, в том числе и для развития различных видов активности дошкольника.
Используемая литература
1. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи ТГУ ТОЛЬЯТТИ 2009 стр. 96