Светлана Феклина
Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми
Феклина Светлана Владимировна,
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара
e-mail lider6254@gmail.com
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Публикация «Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми» размещена в разделах
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность.
Внешние проявления познавательной активности.
- Внимание и особый интерес к предмету или явлению.
- Эмоциональное отношение.
- Проявление самостоятельности в поиске решений.
- Умение задавать вопросы по содержанию темы.
- Умение замечать ошибки.
- Умение выдвигать новую познавательную задачу.
Переориентация образования на личностные ценности, в соответствии с ФГОС, требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том числе, развитие его познавательной активности.
Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Она присуща каждому ребенку, но ее мера и направленность у детей неодинакова.
Решающим фактором развития познавательной активности является общение ребенка со взрослым человеком : педагогом, родителями.
Познавательная активность, как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс : с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ребенка, с другой -результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Условия реализации интересов и способностей детей:
- Отсутствие критики.
- Исключение оценки, пока не будут высказаны все идеи.
- Чем шире идеи, тем лучше.
- Создание новых альтернатив.
Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Восприятие музыки — средство познания действительности.
Используя прием «почемучек», можно совместно с детьми найти много интересных вопросов, слушая музыку: «Что выражает? Что изображает? Как и Почему?».
В поисках ответов на поставленные вопросы мы наталкиваемся на другие предположения и версии, обсуждаем и их. Исследуя темы, связанные с музыкой, искусством, мы знакомимся с историей, литературой, физикой и другими науками. Ребенок непроизвольно получает разносторонние знания и понятия, которые с интересом запоминаются и усваиваются.
Прослушав пьесу Р. Шумана «Дед Мороз», ребята отметили, что музыка рисует совсем другого Деда Мороза, непохожего на нашего. Исследование этого вопроса привело к созданию проекта под названием «Такие разные Деды Морозы». А итоговым мероприятием стал новогодний утренник, где дети встретились с ними.
Внутри каждого из нас живет самый главный наш инструмент – голос. С голосом тоже можно поэкспериментировать.
Желание детей знать «откуда берется голос?», «как звучит мир вокруг нас?» привело к знакомству с фонопедическими упражнениями В. В. Емельянова. «Голосовые игры» используем в распевании: «Собака», «Самолет», «Вопросы - ответы», «Колыбельная» и др.
Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки. Мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т. д., оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц, с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать (качание веток деревьев на ветру, как вырастает и распускается подснежник и т. д.).
Стремление к сочинительству – это творческая переработка накопленных впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности. Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое вразнообразных видах музыкальной деятельности. (танец «Зеркало»)
Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие или отдельная его часть. Например, занятие, посвященное музыкальному инструменту – колокольчику. На протяжении всего занятия используются разные виды детской музыкальной деятельности : слушание, исполнительская деятельность, игра. Дети знакомятся со строением колокольчика, с разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только различной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
По своему опыту работы мы отметили, что большая часть родителей активно используют сеть Интернет для работы и для досуга. При этом, как правило, у них практически нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач. Родителям нужны примеры реализации такой образовательной практики, содержащие не только и не столько описание задания, сколько конкретные рекомендации.
Работа с родителями по развитию познавательной активности у детей.
1. Темы образовательных маршрутов определяем по ФГОС.
2. Приглашаем родителей к участию (смс рассылки, информация в родительских уголках, вручение «пригласительных билетов» и т. д.)
3. Размещаем образовательный маршрут на сайте ДОУ (пошаговая инструкция с заданиями и указанием ссылок на ЦОР).
4. Устанавливаем обратную связь (делимся впечатлениями и полученными знаниями с детьми на занятиях, учитываем пожелания и предложения родителей при составлении образовательных маршрутов).
Разработка образовательных маршрутов для совместной деятельности в Сети Интернет стала одной из форм работы с родителями по развитию познавательной активности у старших дошкольников.
В ДОУ были разработаны образовательные маршруты по разным видам деятельности : «Про мальчиков и девочек», «Цветные ладошки», «Далекий и таинственный космос», «Не болей-ка», «Звук- волшебник», «Музыкальная гостиная» и др.
Заключение
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние.
Результатом проводимой работы является воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Список литературы:
1 .Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Книга для воспитателей детского сада и родителей - М. : Просвещение, 1992г.
2. Беспаленко В. П. «Образование и обучение с участием компьютеров» (педагогика третьего тысячелетия) – М. :МПСИ 2002
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
4 .Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков. Информационный бюллетень года безопасного интернета в России. Выпуск 1. 2009. URL : https://detionline.com/assets/files/journal/1/journal-
1.pdf ( дата обращения: 17.06.2013).
5. .Зубрилин А. А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
6. Макасер И. Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
7. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997г.
8. Статья подготовлена на основе исследования, реализованного на средства гранта РГНФ 2012–2013 гг., проект № 13–03–00364
9. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
10. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : "Гелиос АРВ", 2000