Светлана Сурнина
Значение наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т. д. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.
Публикация «Значение наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Педагогам и родителям следует, заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры [3,28].
Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое сознание выполняет важные функции:
просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство; подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у детей старшего дошкольного возраста нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы [3,31].
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям старшего дошкольного возраста усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого дошкольника. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова и др. сформулировали положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе [3,35].
В детском саду закладываются основы экологической культуры. Старший дошкольный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дети старшего дошкольного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.
Дети старшего дошкольного возраста приобретают экологически ориентированный личный опыт за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных воспитателем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т. д.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Таким образом, проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности детей различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.