Екатерина Каинак
Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС в ДО ( на примере дидактической разработки настольно-печатной игры для старших дошкольников: «Экополия»
Разработала:
Каинак Екатерина Алексеевна,
Воспитатель
ГБДОУ Детский сад №50
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Игра «Экополия»
3. Заключение
4. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Игровые технологии в экологическом образовании детей в контексте ФГОС до» размещена в разделах
Дошкольное образование – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений дошкольника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
В образовании особое место занимают такие формы непосредственно образовательной деятельности по экологической направленности, которые обеспечивают активное участие в непосредственно образовательной деятельности каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты своего труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача педагога – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
Игра имеет большое значение в жизни дошкольного возраста и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для ребёнка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения ребенка для него очень важны. Использование игр и упражнений на занятиях экологической направленности способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к развитию.
Отсюда следует, что использование развивающих экологических игр в непосредственно образовательной деятельности является неотъемлемой частью процесса.
Существует классификация игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
1) Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки и предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
2) Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
3) Игры с готовыми правилами, обычно их называют дидактическими.
Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.
4) Строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.
5) Игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
Педагог, используя в своей работе все, пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации познавательной деятельности дошкольника.
Настольно печатная игра «Экополия»
Цель: Развивать знания детей об окружающим мире.
Задачи:
1. Обогащать знания об окружающим мире
2. Развивать словарный запас ребёнка
3. Развивать внимание и наблюдательность
4. Развивать логическое мышление
5. Развивать зрительное восприятие
Это настольно печатная игра. В игру можно играть в любое время: в непосредственно образовательной деятельности, а также в свободной деятельности (например закрепление пройденной темы) Так же игру можно использовать в проекте. Игра начинается с распределения фишек (фишки в виде животных). Все игроки встают на клеточку Старт и по очереди бросают кубик и затем поочерёдно ходят по клеточкам игрового поля. Поле состоит из 8 разделов
1. «Зоопарк» (вопросы рядом с этим полем связаны с темой зоопарка)
2 «Сортировка мусора» (вопросы так же связаны с темой мусора).
3 «Огород» (вопросы связаны с темой овощи и то что выращивают в огороде) 4 «Центральный парк» (вопросы связаны с темой деревья)
5 «Батанический сад» (вопросы этой темы связаны с редкими растениями)
6 «Мусороперерабытывающий завод» (вопросы связаны с темой как можно использовать мусор во благо людей и земли)
7 «Сад» (вопросы связаны с темой фруктовых деревьев и ягод)
8 «Метиостанция» (вопросы этой темы связаны с погодой и изучением нашей планеты «Земля».Игроки ходят по игровому полю и они должны покупать части «Экозоны» (которые состоят из трёх частей, за них нужно платить «Фанты»)В начале игры так же игрокам дают одинаковое количество «Фантов» как начальный капитал. В дальнейшем «Фанты» зарабатываются за правильные ответы на карточки «Вопрос» и «Сундучок». Если игрок попадает на поле «Штраф» то он должен заплатить указанное количество «Фантов» или ответить на вопрос указанный в карточке. Если игрок встал на чужую «Экозону» он должен заплатить «Фанты» или так же ответить на вопрос данной тематики. Если игрок попал на поле «Полиция» он пропускает один ход. В игре побеждает тот кто ответил на большее количество вопросов правильно, имеет больше одной целой «Экозоны» и не потратил все «Фанты». Игру можно усложнять в зависимости от возраста детей, при помощи добавления новых карточек «Вопрос» и «Сундучок», усложнения вопросов викторины. Ввод дополнительной «Валюты» игры. Усложнения покупки месть на игровом поле. В старшем возрасте дети могут сами придумывать вопросы по темам «Экозон» и делать карточки, могут придумать дома с родителями вопросы по пройденной теме и принести карточки для пополнения игры. Дети старшего возраста могут играть самостоятельно в игру без участия взрослого.
Заключение
Ценность дошкольного возраста очевидна. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи педагога ребенок начинает осознавать ее ценность для всех людей. Важно, чтобы ребёнок познавал окружающий мир сообразно природе его психического развития, т. е. посредством игры, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е. И. Удальцовой, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра, как и игры в целом наряду с непосредственно образовательной деятельностью может быть использована для решения различных познавательных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых условиях; она может быть формой организации познания, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и др. знаний и умений.
Настольно печатная игра рассмотрена в данной работе как эффективное средство экологического воспитания и как одно из его направлений - воспитание любви к природе родного края детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.
Список литературы
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - M. : Сфера, 2012. - 128 c.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 664 c.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 456 c.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 411 c.
8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 398 c.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 231 c.
10. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 948 c.
11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 638 c.
12. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М. : Школьная Пресса, 2008. - 890 c.
13. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О. А. Григорьева, Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.
14. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.
15. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.
16. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M. : Сфера, 2010. - 240 c.
17. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.
18. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.
19. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014. - 188 c.
20. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.
21. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
22. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С. Н. Николаева. - М. : "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.
23. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.
24. Познаем окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал. - М. : Стрекоза, 2011. - 190 c.
25. Рыжова, Н. А. "Напиши письмо сове". Экологический проект. Для детских садов и начальной школы / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2007. - 272 c.
26. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 4. Кто на болоте живет? / А. Х. Тамбиев. - М. : Дрофа, 2007. - 341 c.
27. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.
28. Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.