Екатерина Поздина
Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно-творческие способности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является конструирование. Оно позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Если приглядеться повнимательней к детям, то мы можем увидеть, что их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели и т. д. Поэтому даже если нет конструктора, дети создают игровое пространство из того, что есть под рукой.
Публикация «Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно-творческие способности» размещена в разделах
Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. И конечно же мы создаём условия для правильной организации и умелого включения ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром.
При организации развивающей предметной среды мы всегда ставим цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.
В младших и средних группах рекомендуется применять следующие формы организации деятельности:
- конструирование по образцу,
- конструирование с опорой на схемы,
- конструирование по собственному замыслу.
В дальнейшем дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, старшие дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки. Старший дошкольный возраст благоприятен для обучения всем основным формам конструирования : по образцу, по модели, по условиям, по простейшим наглядным схемам, по теме, по замыслу.
При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.
Работа должна организовываться по алгоритму, ЭТО-
1. Мотивация изготовления постройки
2. Уточнение особенностей внешнего вида постройки
3. Планирование предстоящей работы совместное с детьми: Что будем делать? В какой последовательности? Какое оборудование и материал понадобится?
4. Распределение обязанностей
5. Изготовление постройки
6. Обыгрывание.
Для старшего дошкольного возраста мной планируется разработать технологии создания коллективных конструктивно-игровых макетов. Ее особенность в том, что в группе будет создаваться универсальный игровой макет, представляющий собой трансформируемый и полифункциональный планшет, который позволяет создавать макеты разной тематики путем оформления и последующего разбора, свободного перемещения по группе, игры на столах и полу.
Интересны следующие темы для подобных коллективных конструктивно-игровых МАКЕТОВ (ЭТО) : «Космодром», «Железная дорога», «Мой город», «Двор моей мечты», и другие.
При создании материально-технических условий передо мной встал вопрос, как создать и какие условия, для того, чтобы ребенок проявил интерес и само организовался в конструктивном творчестве. Для решения этой задачи планируется обновить развивающую предметно-пространственную среду и внести в нее современные игровые материалы.
Тем не менее, остается важной роль воспитателя в организации сопутствующего оборудования, включающего строительный материал, конструкторы разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, бросовый и природный материал, наглядно-дидактические пособия: чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже», изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета и т. п., размещения этих материалов в центрах конструктивной активности.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что направление и используемые технологии позволяют организовать работу по социализации дошкольников, направленный на развитие познавательных и творческих способностей через организацию конструктивной деятельности, который является эффективным средством формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
(Хотелось бы отметить, что наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем)
Список литературы:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. /Я– М. : ТЦ Сфера, 2010 с.
2. В. А. Кайе Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет/М. : ТЦ Сфера, 2015