Бурмистрова Ирина Владимировна
Здоровьесберегающее пространство ДОУ как среда воспитания здорового ребенка. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Бурмистрова Ирина Владимировна, старший воспитатель
«Здоровьесберегающее пространство ДОУ как среда воспитания здорового ребенка (из опыта работы ДОУ)»
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но и которое можно быстро потерять.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Темочки
В отечественной науке считается традиционным медицинский подход к определению «здоровье», поэтому, говоря о здоровье, чаще всего, подразумевают физическое здоровье и проблемы физического развития детей, подростков и молодежи, в том числе, детей дошкольного возраста. Но, проблема «здоровья» сложна и многоаспектна. Анализ научной литературы показывает, что сущность понятия «здоровье» определяется по-разному, с позиций различных научных подходов. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, понятие «здоровье» - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В структуре такого сложного феномена, как здоровье, исследователи выделяют: физическое (значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его успешной жизнедеятельности); психическое (эмоциональное, ментальное – состояние благополучия, при котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество); социальное (значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности и активности); духовное (это позитивные мысли человека, умение жить в гармонии, как с самим собой, так и с окружающими его людьми, с природой). Все перечисленные компоненты здоровья тесно взаимосвязаны между собой, и эта взаимосвязь была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Кроме того, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Задача образовательного учреждения – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую, психологическую подготовленность подрастающего поколения. Достигнуть этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни, создав необходимые для этого условия – здоровьесберегающую среду, здоровьесберегающее пространство и, применяя в работе здоровьесберегающие технологии.
Выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
И именно поэтому для нас – педагогов МДОУ д/с № 95 г. Волжского приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта создания здоровьесберегающей среды, здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении. В ДОУ сложилась определенная система оздоровительной работы по формированию физически здоровой личности ребенка. Основной целью является оптимизация физического развития детей дошкольного возраста в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации. В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства. Говоря о создании здоровьесберегающей развивающей среды, мы подразумеваем следующие направления: комфортность пребывания ребёнка в учреждении, создание безопасной предметно-развивающей среды, реализацию потребностей ребенка в движении, предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. В ДОУ создана здоровьесберегающая инфраструктура : на улице – спортивная площадка, на всех прогулочных участках имеются малые спортивные формы; физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации ООП ДОУ; оборудован тренажерный зал, в котором проходят дополнительные занятия с детьми физкультурно-оздоровительной направленности, развивающие умственные познавательные способности ребенка, его психо-эмоциональную, волевую сферы: «Спортик» (использование детских тренажеров, «Веселый фитбол» (фитбол-гимнастика для детей общеразвивающих групп и для детей с ОВЗ, «Степ-аэробика» (занятия на степ-платформах под танцевальную музыку); в каждой группе оснащен центр физической культуры и спорта, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Для снятия эмоционального напряжения, создания психологического комфорта в каждой группе оборудованы уголки уединения для детей; в детском саду оснащена сенсорная комната. Педагог-психолог проводит с детьми всех возрастных групп, а также с детьми групп компенсирующей направленности дополнительные занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии «Песочная сказка».
Создание здоровьесберегающего пространства невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Педагоги детского сада активно используют на практике: игровые технологии, физминутки, двигательные разминки, психогимнастику, точечный массаж, Су-Джок терапию, кинезиологическую гимнастику для снятия физического, психического и эмоционального напряжения, как у воспитанников, так и у взрослых.
Здоровьесберегающее пространство в ДОУ подразумевает активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, понимание ими и поддержку начинаний детского сада не только в условиях группы, но и дома. У нас регулярно проводятся дни открытых дверей с использованием ИКТ, показ занятий для родителей, совместные работы, презентации этих работ, привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях, акциях. Сайт детского сада, сообщества ДОУ в социальных сетях: ВК и Одноклассники (госпаблики, родительские чаты в мессенджерах являются активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
Подводя итог, хочется отметить, что коллективу детского сада удалось организовать единое здоровьесберегающее пространство, как комплекс системных мер, обеспечивающих всем участникам образовательного процесса, психическое и физическое благополучие, комфортную обстановку и благоприятный микро- и макроклимат: отмечено снижение заболеваемости у детей, увеличение количества воспитанников с безболезненной адаптацией к условиям пребывания в детском саду, снижение уровня тревожности у детей, родителей, педагогов.
Список литературы:
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. 2004. №1.
2. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М. : Сфера, 201. – 128с.
3. Соловьева И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности // Управление ДОУ. 2001. №1.
4. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. : Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400с.
5. Интернет-ресурсы.