ирина ларина
Сообщение на тему «Экология для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”
так говорил русский писатель М. Пришвин.
Актуальность. «Человек и природа”. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому нужно начинать с самых маленьких: учить охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству.
Публикация «Сообщение на тему „Экология для дошкольников“» размещена в разделах
Цель экологического воспитания – формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
1. Формирование адекватных экологических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
3. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
4. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и
неживой природы, к месту, в котором живешь.
Термин «Экология» впервые употребил Эрнст Геккель в 1886г. ОЙКОН – дом, жилище, место обитания; ЛОГОС – наука, т. е. «Экология» - наука о доме. «Экология» - это наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой их обитания.
Термин «Экологическое образование» впервые употребили в 1968г., когда появились глобальные экологические проблемы (мировые) : например – смена магнитных полюсов ведет к изменению климата.
«Экологическое образование» - это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Предусматривает развитие умений принимать экологические ответственные решения и усваивать правила поведения в природе.
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЭКОЛОГИИ :
1 уровень – информационно – познавательный (о состояниях погоды, разнообразии растительного и животного мира, способах ухода за растениями и животными и т. д.)
2 уровень – операционно – деятельностный (овладение умениями определять погоду в соответствии с возрастом, изучению разнообразия растительного и животного мира, уходу за растениями и т. д.)
3 уровень – практико – ориентированный – определение погоды, уход за растениями, определение биоразнообразия.
4 уровень – прогностический ( ответ на вопрос: «что было бы, если)
5 уровень – конструктивно – преобразовательный (пасильный вклад в улучшение экологического благополучия окружающей среды). Например: соблюдать чистоту, помощь сажать, полоть, собирать семена и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
I. Понятие «ЭКОСИСТЕМЫ» (сообщества) – это единый природный комплекс, образованный в результате воздействия температуры, ветра, осадков, жизнедеятельности растительного и животного мира на минеральный субстракт (горную породу).
РАЗНОВИДНОСТИ:
1. Микроэкосистемы (лужа, пенек, муравейник, аквариум)
2. Мезоэкосистемы (лес, луг, озеро)
3. Макроэкосистемы (степь, пустыня, тайга, моря, океаны, планета Земля)
II. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ
Р – растения
РЖ – растительноядные животные
ХЖ – хищные животные
ВЖ – всеядные животные
П – падальщики
У – утилизаторы
Количество объектов в цепочки: от 3 до 6
III. ПИЩЕВАЯ СЕТЬ
Все цепочки сообщества образуют единую пищевую сеть:
IV. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
В отличие от человека животные приспосабливаются, а человек приспосабливает.
V. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ
VI. ПРИЗНАКИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
Дышит, питается, растет, размножается, чувствует.
VII. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ (законы Барри Коммонера)
1. «все связано со всем»
2. «все должно куда – то деваться» (круговороты вещества и энергии)
3. «Каждый выполняет свою работу» (у природы нет понятия «мусор»)
4. «Учимся у природы», «Природа знает лучше»
а) отказ от стереотипов (полезное – вредное, красивый – некрасивый, съедобное – несъедобное, у природы нет таких понятий);
б) все организмы имеют право на жизнь;
в) взаимоотношения (забота о потомстве, распределение обязанностей);
г) гигиена;
д) гармония форм, красок и звуков.
VII. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО НА ЗЕМЛЕ
1. Человек как биологическая единица
2. Человек – преобразователь
а) позитивное преобразование;
б) негативное преобразование.
VIII. ПОНЯТИЕ «ДОМ» («Дом – природа», «Дом собственный)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
1. ООД;
2. Прогулки;
3. Экскурсии;
4. Экологические акции;
5. Трудовая деятельность;
6. Исследовательская деятельность;
7. Экологические игры;
8. Праздники, развлечения, досуги;
9. Экологические сказки и т. д.