Галина Бузанова
Сообщение из опыты работы «Нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственная чистота детей –
национальное достояние народа»
На современном этапе, педагогическая общественность обсуждает проблему формирования нравственной личности. Этот факт обусловлен социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных потребностей. Вечные ценности: добро, истина и красота – постепенно отодвигаются на второй план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабление воспитательной функции семьи.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В такой ситуации, важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. Задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и нравственно-воспитанной личностью, т. к. от её интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. Первой ступенью в механизме нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные учреждения.
В современной педагогической практике прослеживается тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности любого дошкольного учреждения. Каждый ребёнок рассматривается как неповторимая личность. Задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного.
Ориентируясь на социальный заказ общества можно осуществлять свою деятельность по решению проблемы нравственного развития в соответствии с целью:
Формирование у детей знаний о нравственных общечеловеческих ценностях соответствующих нормам морали, осознание их значимости в регуляции своего поведении,
и поставленными задачами:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
- овладение основными нравственными ценностями : добро, дружба, взаимопомощь,
формирование чувства уважения и гуманного отношения к другим людям;
- умение совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться
от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств:
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, справедливости и т. д. ;
- уметь включаться в разную деятельность позволяющую накапливать практический
опыт использования моральных норм;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры
общения с взрослыми и сверстниками.
Хотелось остановить внимание на особенностях организации работы с социумом.
Всем известно, что ДОУ является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании нравственной личности.
Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом успешно адаптироваться детям в коллективе сверстников, а это намного важнее для дошкольника, чем научиться читать и писать. Это важно, учить всему надо играючи, радостно и вдохновенно. Ведь формируя личность ребёнка, воспитываем у него :
- коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие,
заботливость, честность. Это то, что выражает отношение ребёнка к обществу,
коллективу, к другим людям;
- трудолюбие, бережливость, ответственность; скромность, самокритичность
и волевые черты характера;
- целеустремлённость, настойчивость, решительность, смелость, мужество,
самостоятельность, выдержка.
Нравственность человека складывается из нескольких моментов:
- знаний нравственных норм;
- нравственного поведения;
- нравственных чувств;
- понятий: мораль, добро, зло, искренность и т. д.
Задачи нравственного развития детей и технологии её реализации специально не прописаны. Остаётся открытым вопрос, о конкретном содержательном и методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ. Которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребёнку конкретных навыков не превращалась в самоцель, с преобладанием прямого обучения, а была бы «ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования нравственной культуры».
Любое чувство, в том числе и нравственное, ребёнок должен пережить повторно, чтобы окрепло. Единственный, и наиболее соответствующий природе детской психики, путь в воспитании – это приучение ребёнка к нравственным чувствам через повторение в определённых ситуациях тех или иных поступков. В практической деятельности ребёнок накапливает нравственный опыт, вступая в отношение со сверстниками, взрослыми.
Дошкольный возраст – период первоначального становления личности.
К семи годам уже достаточно чётко прослеживается направленность личности ребёнка, как показателя уровня его нравственного развития.
Рассматривать нравственное развитие личности невозможно без участия в жизни ребёнка других людей, поэтому проведём черту, связывающую нравственное развитие с социальным и рассмотрим данное развитие как социально-нравственное, через взаимодействие с ближайшим социумом: семья, детский сад, школа.
Основой устойчивого поведения и отношения ребёнка к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации, которые выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Они определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта.
Чаще всего этот термин понимается как направленность субъекта на определённые ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт.
Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они связаны с нравственными качествами. Жертвенная и деятельная любовь к людям требует воспитание таких качеств личности, как:
- доброжелательность, стремление совершать добрые поступки;
- терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить
прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло;
- человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих,
ответственность за своё решение;
- честность и правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки,
признавать ошибки;
- ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание;
- трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим
трудом других;
- совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Важное значение, для полноценного психического и личностного развития ребёнка, имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом («запечатление образа»).
Родители, конечно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему необходима при формировании нравственных ценностных ориентаций помощь педагогов ДОУ.
Компонентами процесса формирования нравственных ценностных ориентаций выступают, во-первых:
- наблюдения в различных видах деятельности, беседы, как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний. Только благодаря этому, взрослый может развивать систему потребностей, а следовательно и ценностные ориентации ребёнка;
Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Речь идёт о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности. Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребёнка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией;
В третьих, способствовать тому, чтобы ребёнок мог осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого педагогу важно подбирать и продумывать такое содержание игр, которое поможет формированию представлений о нравственных ценностях и предоставит возможность нравственного выбора.
Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребёнка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.
В этом случае важно:
- содействовать формированию у родителей ответственности за создание
благоприятного психологического семейного климата;
- обогащать родителей знаниями педагогической этики;
- раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций,
с тем чтобы действовать совместно в таких формах, как родительские собрания,
беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха.
Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого его воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Недостаток любви и ласки в отношениях между воспитанником и взрослым ограничивает развитие способности ребёнка откликнуться на эмоциональное состояние другого человека.
Ведь не случайно В. Г. Белинский отмечал:
«Слово, проникнутое любовью, горит огнём неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и даёт ему мир и счастье; но слово, лишённое любви, и святые истины делает холодным и мёртвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».