Юлия Адамова
Сообщение из опыта работы на тему «Построение взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»
«Построение взаимодействия с семьями воспитанников, как одно из требований ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Сообщение из опыта работы
(к педсовету № 3)
Подготовила:
Адамова Юлия Викторовна
воспитатель
Публикация «Сообщение из опыта работы на тему „Построение взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
второй младшей группы «Улыбка»
МБДОУ д/с «Малышок»
г. Советский
2013г.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ № 2151 были утверждены “Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования” от 20.07.2011г. Утверждены и введены в действие “Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ”, приказом Министерства образования и науки России № 655 от 23.11.2009.,а также Проект закона РФ “об образовании”.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть первыми педагогами, активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонниками наблюдателями, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. (Статья 18 закона РФ “об образовании”).
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают, неуверенные в своих возможностях, часто занимают позицию самоустранения от решения вопросов воспитания детей, перекладывают дело воспитания на д/с, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам, компьютеру.
Бывает сложно достучаться до родителей. Нелегко объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
В нашем д/с созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы д/ с и родителей необходимо решать следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.
С этой целью нами используется активные формы и методы работы с родителями :
1. Родительские собрания, круглые столы, диспуты, конференции.
2. Консультации.
3. Дни открытых дверей.
4. Дни добрых дел.
5. Участие родителей в подготовке и проведении праздников.
6. Акции.
7. Выставки, конкурсы.
8. Оформление фотогазеты.
9. Утренние приветствия.
10. Беседы с родителями и детьми.
11. Работа с родительским комитетом группы.
12. Совместное создание предметно-развивающей среды.
13. Книга - эстафета.
Перед тем как ребенок начал посещать д/с, родители пришли в д/с, познакомились с воспитателями, другими детьми и вообще с д/с. Заполнили анкету, в которой мы узнали интересы ребенка, увлечения, игрушки, любимые занятия, совместные занятия родителей и ребенка.
Познакомили родителей с условиями, режимом д/с, выслушали пожелания родителей. Также родителям была предложена папка с консультациями по адаптации ребенка к д/с.
К первому родительскому собранию мы очень тщательно подготовились: игра “Давайте познакомимся и будем дружить” объединила взрослых. Сначала все смущались, рассказывая о себе, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. К собранию была подготовлена презентация с фотографиями из жизни детей в д/с. Родители были распределены в клубы по интересам: “Спортсмены”, “Художники”, “Мастера на все руки”, “Редколлегия”, был выбран родительский комитет.
Родители были ознакомлены с основными направлениями образования и развития детей во второй младшей группе по программе “Радуга” : задачами, условиями, мероприятиями, с возрастными особенностями детей 3-4 лет. Посмотрели презентацию “Трое в одной лодке”.
Среди выпускников группы мы провели акцию “Подари игрушку (книгу) детям”. У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети “ выросли”. Вновь прибывшие дети учились принимать подарки от старших ребят, бережно относиться к игрушкам. Вслед за детьми-выпускниками потянулись родители вновь набранных детей. Задачей акции было организовать так, чтобы взрослые сами захотели помочь принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в неё с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга станет ещё интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе новая библиотека, гараж с машинками, куклы, настольные игры, мягкие игрушки, пальчиковый театр. Была объявлена также акция “Поможем птицам зимой ” : родители с охотой откликнулись на помощь. Были изготовлены кормушки для птиц из разного материала, принесен разнообразный корм. Таким образом, родители помогли в проведении познавательного занятия “Кормушка для птиц”.
Совместная подготовка к праздникам, Новому году сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители помогли в подборе стихотворений на праздник, разучивании стихов и песен.
Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе: украшение раздевалки и группы к Новому году, уборка участка от листьев и снега, заполнение песочницы, постройка снежных фигур на участке.
У многих родителей открылись скрытые таланты, совместная работа сблизила родителей, подружила семью.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, используются рубрики:
“Чем и как занять ребенка дома?”, “Спрашивали - отвечаем”, “Говорят дети”, “Вырастай – ка”, “Благодарим”, “Это интересно”, “Поиграем”, “Обратите внимание”, в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в д/с, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Большую помощь в подборе информации для консультаций оказывает подписка на газету “Дюймовочка”, “Сто советов для мам и бабушек”.
Родители проявили активность в создании:
фотогазеты “Знакомьтесь - наши мамы” ко Дню Матери;
выставке “Мамины увлечения”;
фотоальбома “Моя семья”;
в конкурсе “Новогодняя игрушка”;
дистанционных конкурсах: “Моя любимая кукла”, “Новогодняя игрушка” и др.
Это говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно- информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. У нас в группе родителями – папами был изготовлен уголок для ряженья – матрешка, прилавок для с/р игры “Магазин”, отремонтированы детские лопатки для уборки снега. Мамы рисовали наглядный материал для изготовления фризов, коллективных работ и по художественному труду, сшили новую куклу, были обвязаны и обшиты куклы, пересажены комнатные цветы. Родители помогают в напечатании наглядного материала. Был приобретен изобразительный материал: цветная бумага, гуашь, акварельные краски, кисточки, пластилин, игрушки.
Не все родители сразу откликнулись на стремление воспитателей к сотрудничеству с ними. Проявили интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В этом нам помогает “Экран добрых дел”, который мы используем в работе с родителями не первый год. В нем отображается помощь и участие родителей в жизни группы. В раздевалке “Экран добрых дел” вывешивается на каждый учебный год, условные знаки обозначаются в виде символов – улыбок. Родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками и помощниками.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, повышается активность родителей в воспитательно-образовательной деятельности детского сада.