Светлана Сидорова
Деловая игра «Технологии и организационные формы работы с одаренными детьми в МАДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми.
Задачи:
• выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспитании личности активной, творческой, любознательной;
• содействовать самореализации талантливых детей;
Публикация «Деловая игра „Технологии и организационные формы работы с одаренными детьми в МАДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
• содействовать в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
Организация игры:
1. Вступительное слово старшего воспитателя
2. Анализ работы на начальном этапе с одарёнными детьми с экспресс-опросом педагогов.
3. Домашнее задание «Чем одарён ты?»
4. Работа по ИОМ.
5. Проверка себя «Готов ли я работать с одарёнными детьми?»
СЛАЙД № 1
Уважаемые коллеги! Ещё раз приветствую вас! Время проведения игры 20 – 25 минут.
Перед самой игрой проводится упражнение: «Грецкий орех»
Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, «неровности», своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность и талант.
Тема деловой игры «Технологии и организационные формы работы с одаренными детьми»
Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения
Таланты каждого ребёнка напоминают цвета в радуге – невозможно определить, где кончается один цвет и начинается другой. Так же и таланты ребёнка. Они здесь и ждут того, что бы их открыли, и тогда они засияют.
СЛАЙД № 2
Основная идея звучит так: Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых педагогах и родителях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.
Летят секунды, мчатся минуты, проходят важно столетия на нашей земле. И всё это время среди нас рождались и жили необыкновенные, талантливые, гениальные люди. Так было всегда и так будет. Сколько книг уже написано, и сколько ещё родится, сколько времени, работы ещё предстоит сделать. Такова жизнь. И она делает так, что среди нас живут необыкновенные талантливые люди. Их очень-очень много. Присмотритесь внимательно, прислушайтесь к себе. И кто знает, может, вы тоже талантливый ребёнок, который уже вырос, и просто не хотите себе в этом признаться. А кто может в данный момент признаться, в чём он талантлив? Это было ваше домашнее задание. Давайте, я попробую первой…. Люблю оперы и оперетты и пою их.
Пожалуйста, ….
А я могу утверждать смело, что вы все одарённые педагоги. Удивлены? Одаренный педагог, на мой взгляд, тот, кто умело использует в себе черты всех профессий. Кто сочетает в себе несочетаемое: доброту и строгость, нежность и твердость,
А, вообще, если человек выбрал такую профессию как педагог, значит он уже одаренный.
СЛАЙД № 3
Вернёмся к нашим воспитанникам. Есть утверждение, что проявлять талант и способности ребенок может только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данного направления является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата. Приведу пример торможения одарённости в среде родитель - ребёнок: мама ведёт ребёнка в Д/С, при этом опаздывает на работу идёт ускоренным шагом, ребёнка волоча за собой. Представьте если взять линейку и измерить шаг мамы и ребёнка – данная ситуация для ребёнка стресс. Далее – по пути ребёнок успевает увидеть птичку, обращает внимание мамы, что на это мама отвечает? Я ухожу – раз ты маму не слушаешься, оставив ребёнка одного среди больших домов и деревьев на мгновение и лишив ангела – мамы. Это ещё один стресс, который тормозит развитие способностей дитя, а в дальнейшем его одарённости. Оказывается, как просто, а родители и не задумывались об этом…. Этот момент был донесён мной родителям на районной родительской конференции в 2015 году.
Приведите пример торможения одарённости в среде воспитатель – воспитанник.
СЛАЙД № 4
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Одарённость проявляется в потребностях: любопытство, любознательность, интерес к предмету, любовь к знаниям, увлечённость каким-либо делом, познавательная потребность, стремление к самоопределению и самореализации, «включённость в задачу».
СЛАЙД № 5
Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей, в ДОУ с детьми, начиная с трех лет, необходимо организовывать занятия по дополнительному образованию (т. е. кружки) – это утверждение многих педагогов-теоретиков и педагогов-практиков. Что же происходит в нашем детском саду? Организованы занятия по дополнительному образованию (т. е. кружки) «У и У», «Ритмика», «Школа мяча», хореография, ИЗО студия и театральная студия, во второй половине дня. Кружковая деятельность предусматривает обогащение детей с целью развития способностей, т. к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывается, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне и выше. Обучение ведётся по специально разработанным программам. В течение года воспитанники стали призерами и победителями различных детских конкурсов внутри сада, районных, областных, всероссийских. У каждого нашего воспитанника имеется портфолио - это папка, в которой «собраны» таланты, успехи, предпочтения ребенка, это современный метод оценки достижений ребёнка. И выпускаясь из детского сада, дети соревнуются у кого больше грамот и дипломов. Чтобы мои слова не расходились с делом – предоставьте, пожалуйста, доказательства вашего труда, начиная с первой младшей группы.
СЛАЙД № 6 - 13
Что бы выявить одарённых, т. е. талантливых детей - разработаны индивидуальные образовательные маршруты во всех группах.
В разработке индивидуального маршрута (ИОМ) принимают участие старший воспитатель, педагоги и специалисты ДОУ. Практикуем ИОМ уже второй год.
И сегодня первый раз вы, уважаемые коллеги, проанализируете свою работу в этом направлении.
Все сделали анализ своей работы с талантливыми детьми, и я подытожу свою работу в этом направлении.
Театр одного актёра - театрализованная деятельность с дошкольниками. Это импровизационная игра с элементами научности, которую дошкольники могут донести, выполнить при посторонних, показать зрителям один на один.
Цель сформулировала так: театр одного актёра в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков.
Это некая тренировочная среда для многих навыков, умений и способностей.
Это проверка мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других и т. п. Смотрите сколько плюсов!
Рассказывать об этом не буду – лучше посмотрите…
СЛАЙД № А
Вот теперь я оглашу задачу ДОУ в реализации данной темы, так как, проанализировав нашу деятельность, вы, уважаемые родители, легко осмыслите задачи ДОУ и педагогов
Задача ДОУ: в создании условий, необходимых для саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальных способностей.
Задача педагогов - вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одаренность становится явной и очевидной для педагога. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, поощрение его интересов, даже если они не всегда понятны взрослым, - вот основная задача педагогов и родителей.
Вывод: Где нет простора для проявления способности, там нет и таланта.
Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.
СЛАЙД № Б
Можно дать тысячу советов, но думаю самый главный из них следующий: чтобы воспитать в ребёнке способности и одарённость, надо самому быть творческой личностью.
СЛАЙД № В
Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. Профессия педагога (в широком смысле слова) особенно предполагает наличие креативного мышления, нестандартных, инновационных подходов в реализации поставленных целей, постоянного движения вперед по пути самосовершенствования.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы предложить небольшое упражнение на проверку своего умения работать с одарёнными детьми.
Я буду перечислять личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное мной качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. К сожалению, на практике такие педагоги встречаются редко!
Очень важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей. Ведь одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Этот дар не терпит застоя. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Воспитатель нового поколения
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив
Решение:
1. Организовать консультации для родителей по теме «Одарённый ребёнок» в каждой возрастной группе.
Ответственные – педагоги МАДОУ
Срок – до 01.12.2016г.
2. Подготовить информационно-справочный раздел для педагогов и родителей в методическом кабинете.
Ответственные – старший воспитатель МАДОУ
Срок – до 01.12.2016г.