Наталья Ратушная
Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённые дети-наше будущее
Ратушная Наталья Юрьевна,
заведующая краеведческо-экскурсионным отделом
МБУ ДО ЦДЮТур
«Без зачатков положительного и прекрасного
нельзя выходить человеку из детства,
нельзя пускать поколение в путь».
Ф. М. Достоевский
Школьный возраст – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.
Публикация «Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Очевидно, настала пора по-другому вести процесс обучения и воспитания одаренных детей, понимая огромную ответственность перед ними и обществом. Дополнительное образование может помочь в решении этой проблемы, так как обладает не только возможностями, но и рядом преимуществ в решении вопросов выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону Центр детского и юношеского туризма и экскурсий более 27 лет реализует комплекс мероприятий, направленный на развитие туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей города.
Ежегодно своей деятельностью Центр детского и юношеского туризма и экскурсий охватывает более 1200 детей, которая представлена тремя основными направленностями: туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и естественно научной.
Что же получает ребенок в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий города? Прежде всего - это право выбора для своей деятельности, где основным мотивом является интерес. Наше название учреждения в определенном смысле тоже говорит само за себя. Туристско-краеведческая деятельность является ведущим и эффективным средством обучения и воспитания детей и подростков в нашем учреждении. Познавательные экскурсии и походы выходного дня, спортивные соревнования, систематические краеведческие наблюдения и научные исследования способствуют расширению кругозора учащихся, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к малой родине.
Образовательная среда Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, как учреждения дополнительного образования открытого типа, предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, разнообразие в деятельности, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело или будущую профессию.
Участвуя в реализации Программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ «Отечество», Центр детского и юношеского туризма и экскурсий ежегодно в ноябре месяце проводит городской этап Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» (городскую конференцию). Целью, которого является выявление и поддержка одаренных детей в области краеведения. Программа Всероссийского движения «Отечество» сегодня включает в себя 19 целевых программ, которые определяют тематику и ориентиры краеведческого поиска:
Так как метод исследования является одним из видов туристско-краеведческой деятельности и в настоящее время рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, возникла необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной базы.
Понимая потребность в системе взаимосвязанных мероприятий, сотрудниками краеведческо-экскурсионного отдела был разработан открытый педагогический проект «От поиска одаренных – к раскрытию одаренности», направленный на создание адаптивного образовательного пространства учащихся в рамках интеграции средней образовательной школы, дополнительного образования и учреждений культуры, главной идей которого состоит в продуктивном развитии личности подростка.
Участие детей в мероприятиях проекта стало конкретной помощью в осознании ими своих потребностей в творчестве и стартовой площадкой для естественных и оптимальных протеканий этого процесса. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, формирование у них патриотических чувств, гражданского самосознания на основе истерических и культурных ценностей, несомненно, стали приоритетными задачами нашего учреждения. Участие в исследовательских проектах дали возможность детям проявить свое творчество различных формах.
Только за 2015-2016 учебный год 758 учащихся краеведческо-экскурсионного отдела МБУ ДО ЦДЮТур приняли участие в 47 мероприятиях различного уровня, где было завоевано 127 призовых мест.
- первых мест – 43;
- вторых мест – 44;
- третьих мест – 40.
Лучшие исследовательские и творческие работы детей вошли в сборники материалов по итогам мероприятий, были опубликованы н сайте нашего учреждения и в личных электронных портфолио учащихся, средствах СМИ.
Система поощрения нашего учреждения дает возможность лучшим учащимся принять активное участие в работе летних оздоровительных площадок, спортивных сборах, экспедициях, походах и других досуговых мероприятиях. Работа лучших детских объединений и педагоги отмечаются именными благодарственными письмами и грамотами.
Анализ результатов внедрения в образовательный процесс нашего учреждения методов проектов и исследовательской деятельности в рамках работы с одаренными детьми позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, самостоятельной работы, планирования своих действий, использования различных источников учебной информации, формулировки и доказательства свей точки зрения, обобщения и выводов.
Результативность участия в различных мероприятиях позволяет сделать вывод о том, что деятельность в рамках проекта, способствует воспитанию личности разносторонней, в чем особую роль и помощь оказывают средства туризма и краеведения.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.