Фелькер Светлана
Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ребенка и общества обозначается через понятие «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50- х годов XX в. в работах американских психологов и социологов.
«Социализация» раскрывается через понятие «адаптация». Через понятие «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самореализации.
Публикация «Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Социализация – непрерывный процесс, делящийся на протяжении всей жизни. В современной теории образования на первое место выдвигается формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период первоначальной социализации личности, приобщения к миру культуры, становления общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами жизни. Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базовых характеристик личности ребенка-дошкольника. Она включает в себя социальную, коммуникативную и интеллектуальную характеристики.
Развитие социальной компетентности – необходимый и важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутриличностных социальных позиций.
Социальная компетентность ребенка – это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество. Накапливание ребенком необходимого социального опыта самостоятельно и под руководством взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позже – готовности к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Быть социально- компетентным для ребенка значит, уметь согласовывать свои биологические ритмы (свои активность, сон, аппетит, состояние,
настроение, работоспособность) с социальными ритмами (чувством ответственности, понимания необходимости чего-либо, обязанностями и правами).
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Дошкольная организация является открытой системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, она открыта для межличностного общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение взаимодействует с социумом, расширяет и укрепляет взаимосвязь с семьёй.
Приоритетным направлением сотрудничества с социумом является :
-создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, развитие творческого потенциала воспитанников;
- подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Работая над данной темой, педагоги определяют перед собой такие задачи:
1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
2. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству.
3. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использования навыков социального партнёрства для личностного развития.
Реализация основных направлений сотрудничества с социумом :
Взаимодействие с учреждениями образования:
Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина и спорт. Поэтому детский сад является важным этапом в их ознакомлении с социумом
Взаимодействие с учреждениями культуры:
Задачи художественно – эстетического воспитания дошкольника успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Театр – особый мир, где ребёнок познаёт сущность добра и зла, приобщается к большому искусству. В нашем детском саду регулярно организуются театрализованные представления и дети с большим интересом смотрят кукольные спектакли, концерты для детей. Такие встречи в лёгкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, у детей возникает желание обучаться в музыкальной школе.
Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей педагоги могут установить тесное сотрудничество с библиотекой. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями нужно организовывать выставки книг, литературные викторины, посвящённые творчеству русских писателей и поэтов.
Ознакомление детей с социумом является экскурсии к объектам, находящимся вне территории дошкольного учреждения. Например, экскурсия к мемориалу «Танк «Макеевский школьник», где взрослые и дети могут возложить цветы, почтить память павших героев в годы Великой Отечественной Войны.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения одна из актуальных на сегодняшний день задач.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности МДОУ. Одной из форм работы детского сада является сотрудничество педагогического коллектива с детской поликлиникой. Медицинский персонал поликлиники осуществляет диспансеризацию и контроль над физическим развитием и здоровьем детей с момента поступления в детский сад до выпуска в школу.
Взаимодействие с ГИБДД :
Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Пригласить в детский сад инспектора ГИБДД. Дети с удовольствием поиграли в познавательные и подвижные игры, продемонстрировали свои знания о дорожных знаках, о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Также была организована целевая прогулка к светофору, в ходе которой дети закрепили правила безопасного поведения на дороге.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:
Для создания положительной мотивации к личностному развитию и творческой активности воспитанники могут посещать кружковые занятия по интересам.
Благодаря организации дополнительных образовательных услуг, процесс социализации дошкольника проходит более эффективно. Дети проявляют свои способности и задатки, используют их в повседневной жизни.
Взаимодействие с семьёй :
Ещё одна социальная сфера – это семья. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только взаимодействие с семьёй, включение родителей в учебно – воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, создаёт оптимальные условия для всестороннего развития личности.
Для изучения семей необходимо проводить анкетирование родителей (возраст, образование, профессия, образовательные запросы, уровень педагогической компетентности). На основании этих данных организовывать наглядно – информационные формы работы с родителями («педагогическая гостиная», «круглый стол» на различные темы, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, игры – тренинги, консультации специалистов, разработка и реализация совместных проектов.)
Широкий спектр взаимодействия детского сада с учреждениями социума позволяет более полно решать все поставленные задачи, развивать и воспитывать детей в художественно – эстетическом, физическом, социальном и познавательном направлении, что в дальнейшем может повлиять на выбор интересов в жизни детей, на вхождение маленького человека в «большой мир».