Лариса Чернавская
Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Публикация «Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.
Основные цели и задачи:
• Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
• Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формирование основ безопасности программа «От рождения до школы» предполагает работу по 3-м направлениям:
- безопасное поведение в природе
- безопасность на дорогах
- безопасность собственной жизнедеятельности
Безопасное поведение в природе
Во второй младшей группе формировали представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Знакомили с элементарными правилами:
- не подходить к незнакомым животным
- не рвать и не брать в рот растения
- безопасно играть с песком и водой
В средней группе продолжали знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировали понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
В старшей группе формировали основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе. Знакомили с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Учили детей правилам поведения в этих условиях, правилам оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.
В подготовительной группе познакомили воспитанников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё. Работа продолжается. В перспективе планируется работа по расширению и уточнению представлений о явлениях природы и знакомство с правилами поведения в этих условиях.
Безопасность на дорогах
Во второй младшей группе расширяли ориентировку в окружающем пространстве, знакомили детей с правилами дорожного движения. Учили различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировали представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)
В средней группе уточнили знания детей о работе полицейского. Знакомили с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения («Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
В старшей группе познакомили с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжали знакомить с ПДД, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомили с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,
«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
В подготовительной группе нам предстоит систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Во второй младшей группе знакомили с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировали навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
В средней группе знакомили с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закрепляли умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомили с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывали о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.
В старшей группе закрепляли и расширяли знания об источниках опасности в быту. Знакомили с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Учили называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
В подготовительной группе учим детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формируем у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился», умение обращаться за помощью к взрослым.
Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми
- занятия, игровые образовательные ситуации
- беседы
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки
- заучивание стихов по ОБЖ
- отгадывание загадок, кроссвордов
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов
- театрализованные представления
- обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;
- работа над проектами
- заучивание правил безопасного поведения
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения (тренинги)
- проблемные ситуации
- праздники, развлечения, досуги
- личный пример взрослых
Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности для приобретения детьми опыта. Этому, конечно, способствует РППС в группе и в МБДОУ.
• Уголок безопасности, который содержит материалы по ОБЖ (наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, детские журналы, плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников»; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», иллюстративный материал, настольные и настольно-печатные игры, : мнемотаблицы)
• Центр ролевой игры (атрибуты к сюжетно-ролевой игре «МЧС», «Поликлиника», «Ветлечебница», театр кукол «Мы в профессии играем», телефоны, игрушки - спецмашины)
• Площадка с дорожной разметкой на территории МБДОУ, набор дорожных знаков
• Центр познавательно-исследовательской деятельности
• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Взаимодействие с родителями
Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы, консультации
наглядно- информационное направление: открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток,
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.