МААМ-картинки

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Наталья Леонова
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СООБЩЕНИЕ К СЕМИНАРУ

«Развитие музыкальных способностей у

детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие музыкального творчества в игровой деятельности»

Подготовила:

воспитатель:

Леонова Н. А.

Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. Основной принцип музыкально-игровой деятельности : тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Игровой деятельность обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков; способствует всестороннему развитию ребенка; расширяет сферу его интересов; способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий; ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.

Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Также ребёнок, в процессе музыкально – игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки - в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям.

Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия.

Музыкально-творческое развитие ребенка характеризуется: - выразительностью и разнообразием «языков» эмоциональных проявлений (речь, пластика, интонирование, рисунок);

- эмоциональной отзывчивостью;

- богатством и разнообразием эмоционального опыта;

- способностью быстрого перехода от одного эмоционального состояния к другому;

- эмоциональной и интонационной памятью;

- восприимчивостью и проявлением чувств.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно – ролевые игры;

б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации;

г) театрализованные представления импровизационного характера. Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а) игра с пением;

б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;

в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);

г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);

д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего; е) импровизированные ансамбли и оркестры.

Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по-разному, и в этом вся суть музыки и игровой деятельности.

Сюжетные игры – несложный сюжет игры дети передают, согласуя свои движения с услышанной музыкой, используя характерные имитационные движения заданного персонажа. Примеры игр: «Медведи». Муз. Е. Тиличеевой, «Волчок», обр. В. Бухвостова, «Веселый щенок». Муз. Б. Берлина. «Зайцы и лиса», муз. Т. Ломовой, «Бабочки», муз. К. Майера. Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Инсценировки под инструментальную музыку – ребенок знакомится с сюжетом, музыкальными характеристиками персонажей и, затем, без пения, используя пластику, характерные движения передает действия и развитие сюжета. Другими словами, ребенок должен сочинить композицию движений и исполнить ее в индивидуальном стиле. Танцевальное импровизирование, придумывание и исполнение танца происходит одновременно. - высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способная активизировать фантазию ребенка, направить ее на выполнение тех или иных выразительных движений. Дошкольник еще не готов самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств. Требуется целенаправленно обучать детей этому языку, строить свое обучение на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово. В этом обучении педагогам может помочь: - выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения; - исполнение ребенком движений в образе какого – либо персонажа; - использование в практике игр-этюдов, представляющих собой законченные двигательные композиции.

Примеры: «Игра в лесу» Т. Ломовой, «Игра с куклой» Т. Ломовой, «Танец гномов» на одноименную музыку Ф. Листа, «Шаги на снегу» К. Дебюсси.

Игры с пением. К этим играм относятся хороводы, считалки, потешки, попевки. Если ребенок знаком с жанрами фольклора, их особенностями, если он умеет исполнять хоровод и играть в хороводную игру, дошкольник станет активным участником и творцом хороводных игр. Игры, передаваемые из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни. Как правило, они не изменяются с годами. Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и прогулках.

Примеры: «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «На зеленом лугу», «Как у нашего кота», «На горе-то калина», «Бежит зайка», «Катился горох», «Пес Полкан».

Музыкально-дидактические игры спокойные, размеренные, требующие от ребенка внимания, сосредоточенности. Основное их значение – привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, развивают слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования, воспитывают у ребенка творческое отношение к игре. Разработана специальная методика включения постепенно усложняющихся музыкально-дидактических игр в детскую творческую деятельность. Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Примеры: развитие чувства ритма : «Что делают дети», «Прогулка», «Определи по ритму», «Барабанщики», «Музыкальный зонтик»; развитие диатонического слуха: «Громко - тихо», «Колобок», «Веселый поезд; развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Мама и птенчик», Курица и цыплята», «Спой сказку», «Ступеньки», «Веселый медвежонок»; развитие памяти и слуха : «Что делают в домике?», «Наши песни», «Продолжи песню».

Ритмические игры со словом – игры на ориентирование в пространстве, развитие чувства ритма. Такие игры часто включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, используются на прогулках и в качестве пятиминуток между занятиями. Примеры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Музыкальный ежик», «Дождик».

Игры – спектакли – это одно из средств формирования музыкальной и общей культуры детей. Так как сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, культурно-ценностная музыкальная и художественная деятельность воспринимается ими легко и мотивированно. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, пластика, театр, литература. Эти игры решают как воспитательные, так и образовательные задачи. Предварительная работа педагогов предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики каждого персонажа, выбор средств выразительности для передачи образов. Эти игры опираются на разные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Ритмопластические спектакли. В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Примеры: «Снеговик», «Пальма», «Ходим кругом», «Смелые мышки». «Животные во дворе», «Художница осень».

Спектакль на основе певческих импровизаций – это наиболее сложный тип игр, который требует от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»).

Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм тоже присуща интегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Эти игры часто используются в фольклорных праздниках. Примеры: «Со вьюном я хожу», «Ходила младешенька».

Музыкально – драматические спектакли являются интегративными, так как состоят из полноправных элементов: художественное слово, пение, танец, пантомима. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д. Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. Это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми. Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Вполне естественно, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара. Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Публикации по теме:

Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных.

Консультация для педагогов «МДИ как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»..

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ромашева Лариса.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельностиРазвитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Обобщение педагогического опыта: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах» Развитие музыкальности.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами.

Роль фольклора в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Макарова Елена Георгиевна ГБДОУ Детский сад №69 Невского района Санкт- Петербурга Статья «Роль фольклора в развитии музыкальных способностей.

Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 13:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонова (УИ 2085782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД