Наталья Леонова
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ К СЕМИНАРУ
«Развитие музыкальных способностей у
детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие музыкального творчества в игровой деятельности»
Подготовила:
воспитатель:
Леонова Н. А.
Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. Основной принцип музыкально-игровой деятельности : тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Игровой деятельность обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков; способствует всестороннему развитию ребенка; расширяет сферу его интересов; способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий; ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Также ребёнок, в процессе музыкально – игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки - в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям.
Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия.
Музыкально-творческое развитие ребенка характеризуется: - выразительностью и разнообразием «языков» эмоциональных проявлений (речь, пластика, интонирование, рисунок);
- эмоциональной отзывчивостью;
- богатством и разнообразием эмоционального опыта;
- способностью быстрого перехода от одного эмоционального состояния к другому;
- эмоциональной и интонационной памятью;
- восприимчивостью и проявлением чувств.
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно – ролевые игры;
б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера. Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением;
б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);
д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего; е) импровизированные ансамбли и оркестры.
Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по-разному, и в этом вся суть музыки и игровой деятельности.
Сюжетные игры – несложный сюжет игры дети передают, согласуя свои движения с услышанной музыкой, используя характерные имитационные движения заданного персонажа. Примеры игр: «Медведи». Муз. Е. Тиличеевой, «Волчок», обр. В. Бухвостова, «Веселый щенок». Муз. Б. Берлина. «Зайцы и лиса», муз. Т. Ломовой, «Бабочки», муз. К. Майера. Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Инсценировки под инструментальную музыку – ребенок знакомится с сюжетом, музыкальными характеристиками персонажей и, затем, без пения, используя пластику, характерные движения передает действия и развитие сюжета. Другими словами, ребенок должен сочинить композицию движений и исполнить ее в индивидуальном стиле. Танцевальное импровизирование, придумывание и исполнение танца происходит одновременно. - высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способная активизировать фантазию ребенка, направить ее на выполнение тех или иных выразительных движений. Дошкольник еще не готов самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств. Требуется целенаправленно обучать детей этому языку, строить свое обучение на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово. В этом обучении педагогам может помочь: - выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения; - исполнение ребенком движений в образе какого – либо персонажа; - использование в практике игр-этюдов, представляющих собой законченные двигательные композиции.
Примеры: «Игра в лесу» Т. Ломовой, «Игра с куклой» Т. Ломовой, «Танец гномов» на одноименную музыку Ф. Листа, «Шаги на снегу» К. Дебюсси.
Игры с пением. К этим играм относятся хороводы, считалки, потешки, попевки. Если ребенок знаком с жанрами фольклора, их особенностями, если он умеет исполнять хоровод и играть в хороводную игру, дошкольник станет активным участником и творцом хороводных игр. Игры, передаваемые из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни. Как правило, они не изменяются с годами. Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и прогулках.
Примеры: «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «На зеленом лугу», «Как у нашего кота», «На горе-то калина», «Бежит зайка», «Катился горох», «Пес Полкан».
Музыкально-дидактические игры спокойные, размеренные, требующие от ребенка внимания, сосредоточенности. Основное их значение – привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, развивают слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования, воспитывают у ребенка творческое отношение к игре. Разработана специальная методика включения постепенно усложняющихся музыкально-дидактических игр в детскую творческую деятельность. Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Примеры: развитие чувства ритма : «Что делают дети», «Прогулка», «Определи по ритму», «Барабанщики», «Музыкальный зонтик»; развитие диатонического слуха: «Громко - тихо», «Колобок», «Веселый поезд; развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Мама и птенчик», Курица и цыплята», «Спой сказку», «Ступеньки», «Веселый медвежонок»; развитие памяти и слуха : «Что делают в домике?», «Наши песни», «Продолжи песню».
Ритмические игры со словом – игры на ориентирование в пространстве, развитие чувства ритма. Такие игры часто включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, используются на прогулках и в качестве пятиминуток между занятиями. Примеры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Музыкальный ежик», «Дождик».
Игры – спектакли – это одно из средств формирования музыкальной и общей культуры детей. Так как сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, культурно-ценностная музыкальная и художественная деятельность воспринимается ими легко и мотивированно. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, пластика, театр, литература. Эти игры решают как воспитательные, так и образовательные задачи. Предварительная работа педагогов предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики каждого персонажа, выбор средств выразительности для передачи образов. Эти игры опираются на разные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Ритмопластические спектакли. В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Примеры: «Снеговик», «Пальма», «Ходим кругом», «Смелые мышки». «Животные во дворе», «Художница осень».
Спектакль на основе певческих импровизаций – это наиболее сложный тип игр, который требует от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»).
Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм тоже присуща интегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Эти игры часто используются в фольклорных праздниках. Примеры: «Со вьюном я хожу», «Ходила младешенька».
Музыкально – драматические спектакли являются интегративными, так как состоят из полноправных элементов: художественное слово, пение, танец, пантомима. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д. Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. Это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми. Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Вполне естественно, что произведение, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара. Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.