ХАЗАНОВА ВИКТОРИЯ
Сообщение из опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №17 «Петушок» Хазанова Виктория Михайловна
«Познавательный интерес как феномен
имеет большую значимость в развитии
личности школьника, его познавательной
сферы. Ребенок учится хорошо, охотно,
с желанием только тогда,
когда ему интересно» Л. Н. Толстой
Данная тема мной была выбрана не случайно, она является очень актуальной в дошкольном образовании, так как система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Если в дошкольном возрасте упустить, не сформировать, не развить и что самое страшное загасить познавательный интерес, то во взрослой жизни им просто не хватит опыта, знаний, умений, навыков. Будет утеряна мотивация, стремление узнавать, что-то новое, детям будет сложно поставить определенную цель перед собой и еще сложнее добиться какого - то результата, достигнуть поставленной цели.
Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Познавательный интерес – важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Активизируя все психические процессы, интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности.
Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, не понятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности.
- Уважаемые коллеги, я хочу поделиться опытом развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Дети целый день находятся в детском саду, очень важно организовать условия для развития детей. Поэтому я особое внимание уделяю организации развивающей предметно-пространственной среды.
- Предметно-пространственная среда должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимый материал, который активизирует познавательную деятельность, должен периодически обогащаться.
В нашей группе созданы уголки «Веселая математика», «В мире книг», «Юные художники», «Маленькие исследователи», «Кукольный уголок», «Уголок ряженья», «Уголок природы», «Уголок патриотического воспитания» и т. д.)
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
С детьми дошкольного возраста я провожу несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В опытах мы уточняем свойства и качества таких объектов природы, как снег, лед, вода, растения, воздух, земля. Проводим опыты с предметами и явлениями. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Одним из интересных приемов развития познавательных интересов является демонстрация ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений.
Например, спрашиваю у детей : - Почему снег на крыше с одной стороны растаял, а на другой нет?
- Почему воробей живет у нас зимой, а чайка нет?
- Почему картофель тонет в воде, а лук нет?
- «Как достать листик с дерева?» И т. д.
Ответ в готовом виде не даю. Я предлагаю подумать, узнать с родителями, посмотреть в энциклопедии. Противоречивые факты мы используем в проектной деятельности. Н/р, проект «Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу?»
Демонстрация ребенку противоречивых фактов побуждает его выявить причины различных явлений. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных новых впечатлений в окружающем мире. Этот метод стимулирует ребенка к деятельности.
Следующий способ - использование естественно-научных книг – энциклопедий, знакомящих детей с предметами, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.
Встречи с интересными людьми. Также знакомлю детей с профессиональной трудовой деятельностью взрослых, организую встречи с «интересными людьми», провожу экскурсии по детскому саду и совместно с родителями посещаем библиотеку, школу, музей.
Посещая музей, дети знакомятся с множеством предметов, незнакомых им. У них возникает интерес и желание больше узнать о них. Важно осознавать развивающие возможности экскурсий, привлекать внимание детей к объектам с помощью вопросов и рассуждений, подводить к установлению причинно-следственной зависимости между объектами и явлениями.
Я рассказала о нескольких способах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Чтобы развивать познавательные интересы детей родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка. Что привлекает ребенка в разных областях жизни, в области литературы, искусства, техники, науки, спорта и т. д. Какие интересы являются более устойчивыми, длительными и обширными. Родителям так же необходимо обратить внимание на то, чем ребенок занимается в свободное время, помочь ему подобрать те виды занятий, которые эффективно развивают его интересы.
Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К таким детям нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Из опыта своей работы, я убедилась в эффективности используемых мной способов развития у детей познавательных интересов. Так как с помощью их совместная деятельность с детьми становится более интересной, непосредственной, занимательной, что способствует раскрепощению детей, активизирует их на плодотворную работу, а значит, приобретению некоего опыта и стремлению познать как можно больше нового и неизвестного.
В заключение хочется процитировать слова Сухомлинского В. А. : "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".