Приложение МААМ

Сообщение из опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

ХАЗАНОВА ВИКТОРИЯ
Сообщение из опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад №17 «Петушок» Хазанова Виктория Михайловна

«Познавательный интерес как феномен

имеет большую значимость в развитии

личности школьника, его познавательной

сферы. Ребенок учится хорошо, охотно,

с желанием только тогда,

когда ему интересно» Л. Н. Толстой

Данная тема мной была выбрана не случайно, она является очень актуальной в дошкольном образовании, так как система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Если в дошкольном возрасте упустить, не сформировать, не развить и что самое страшное загасить познавательный интерес, то во взрослой жизни им просто не хватит опыта, знаний, умений, навыков. Будет утеряна мотивация, стремление узнавать, что-то новое, детям будет сложно поставить определенную цель перед собой и еще сложнее добиться какого - то результата, достигнуть поставленной цели.

Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Познавательный интерес – важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Активизируя все психические процессы, интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности.

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, не понятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.

Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности.

- Уважаемые коллеги, я хочу поделиться опытом развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Дети целый день находятся в детском саду, очень важно организовать условия для развития детей. Поэтому я особое внимание уделяю организации развивающей предметно-пространственной среды.

- Предметно-пространственная среда должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимый материал, который активизирует познавательную деятельность, должен периодически обогащаться.

В нашей группе созданы уголки «Веселая математика», «В мире книг», «Юные художники», «Маленькие исследователи», «Кукольный уголок», «Уголок ряженья», «Уголок природы», «Уголок патриотического воспитания» и т. д.)

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

С детьми дошкольного возраста я провожу несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В опытах мы уточняем свойства и качества таких объектов природы, как снег, лед, вода, растения, воздух, земля. Проводим опыты с предметами и явлениями. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Одним из интересных приемов развития познавательных интересов является демонстрация ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений.

Например, спрашиваю у детей : - Почему снег на крыше с одной стороны растаял, а на другой нет?

- Почему воробей живет у нас зимой, а чайка нет?

- Почему картофель тонет в воде, а лук нет?

- «Как достать листик с дерева?» И т. д.

Ответ в готовом виде не даю. Я предлагаю подумать, узнать с родителями, посмотреть в энциклопедии. Противоречивые факты мы используем в проектной деятельности. Н/р, проект «Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу?»

Демонстрация ребенку противоречивых фактов побуждает его выявить причины различных явлений. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных новых впечатлений в окружающем мире. Этот метод стимулирует ребенка к деятельности.

Следующий способ - использование естественно-научных книг – энциклопедий, знакомящих детей с предметами, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Встречи с интересными людьми. Также знакомлю детей с профессиональной трудовой деятельностью взрослых, организую встречи с «интересными людьми», провожу экскурсии по детскому саду и совместно с родителями посещаем библиотеку, школу, музей.

Посещая музей, дети знакомятся с множеством предметов, незнакомых им. У них возникает интерес и желание больше узнать о них. Важно осознавать развивающие возможности экскурсий, привлекать внимание детей к объектам с помощью вопросов и рассуждений, подводить к установлению причинно-следственной зависимости между объектами и явлениями.

Я рассказала о нескольких способах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Чтобы развивать познавательные интересы детей родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка. Что привлекает ребенка в разных областях жизни, в области литературы, искусства, техники, науки, спорта и т. д. Какие интересы являются более устойчивыми, длительными и обширными. Родителям так же необходимо обратить внимание на то, чем ребенок занимается в свободное время, помочь ему подобрать те виды занятий, которые эффективно развивают его интересы.

Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К таким детям нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Из опыта своей работы, я убедилась в эффективности используемых мной способов развития у детей познавательных интересов. Так как с помощью их совместная деятельность с детьми становится более интересной, непосредственной, занимательной, что способствует раскрепощению детей, активизирует их на плодотворную работу, а значит, приобретению некоего опыта и стремлению познать как можно больше нового и неизвестного.

В заключение хочется процитировать слова Сухомлинского В. А. : "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 мая 2021 в 07:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ХАЗАНОВА ВИКТОРИЯ (УИ 1806011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД