Носаченко Светлана
Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа –интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам р. п. Базарный Карабулак»
Рассмотрено: Согласовано : Утверждено
На заседании МО Заместитель директора по Директор ВР ГБОУ СО «Школа-
Протокол № ВР ГБОУ СО «Школа- интернат АОП
От «30» августа 2024. Интернат АОП р. п. Базарный Карабулак»
р. п. Базарный Карабулак» ___ В. В. Трофимов/
___ /Т. П. Чаплина / Приказ № 108
От «30»августа 2024г. От «30»августа 2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Для детей с ОВЗ
«Творческая мастерская»
Направленность : декаративно-прикладное
Возраст : 8-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы :
С. А. Носаченко
Педагог дополнительного образования
2024 г.
Информационная карта
1. Учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
"Школа - интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам
р. п Базарный Карабулак"
2. Полное название
Программы Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
3. Сведения об авторе-составителе:
3.1. Ф. И. О., должность Носаченко Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2 Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
3 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 №196).
5 Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п. 51.).
Распоряжение Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года № 288-Пр «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области»
4.2. Область применения Дополнительное образование
4.3. Направленность Декаративно-прикладное
4.4. Тип программы Адаптированная
4.5. Вид программы общеразвивающая
4.6. Возраст учащихся 8-17 лет
4.7. Продолжительность обучения 1 год
Пояснительная записка.
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования обуславливает необходимость нового методо – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Воспитанники интерната, которые, как известно, имеют специфические особенности развития по так называемому депривированному типу (скудное представление об окружающем мире, неразвитое воображение, очень низкий уровень креативности, недостаточная способность к рефлексии и др., занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с искусством, которое создает особые условия для их личностного становления. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.
Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному творчеству составляют следующие положения:
- способностью к творчеству обладает каждый ребенок;
- различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;
- творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;
-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность программы Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами. Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. В основе программы «Творческая мастерская» лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Отличительной особенностью программы «Творческая мастерская» является синтез программ основного общего образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Адресат программ :
Программа рассчитана на детей 8-17 лет с умственной отсталостью. Комплектование: в объединение принимаются все желающие. Группы формируются из обучающихся в количестве, не превышающем 5-7 человек, поскольку дети нуждаются в индивидуальном подходе. Состав группы может быть неоднороден по структуре и тяжести дефекта.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся. У обучающихся легкая или средняя умственная отсталость. Данная категория обучающихся испытывает трудности в обучении, которые могут быть вызваны следующими факторами, обусловленными их развитием: 1) отставание в моторном развитии: мелкой и общей моторики; 2) возможные проблемы со слухом и зрением; 3) проблемы с развитием речи; 4) слабая кратковременная слуховая память; 5) более короткий период концентрации внимания; 6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; 7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; 8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.); 9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счётные операции и пр.); 10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.
В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Дети имеют недостатки развития речи с произношением звуков и правильностью построения грамматических конструкций. Нарушения организации и целенаправленной деятельности у обучающихся с ОВЗ проявляются в недостаточно мотивированном отношении к заданию, в отсутствии или выраженных нарушениях ориентировки в заданиях.
Программа :
• по типу: модульная, адаптированная;
• по уровню усвоения: общеразвивающая;
• по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная, социально – адаптированная;
• по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.
Цель программы :
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Задачи программы :
Воспитательные задачи
создать условия воспитания:
1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т. д.);
3. проявление творческой активности и самостоятельности;
4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;
5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
Развивающие задачи
способствовать развитию:
1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
3. образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;
4. навыков по выполнению работы в команде;
5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;
Обучающие задачи
способствовать овладению:
1. знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка, изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой, бисером, лепка, вязание) изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями;
3. технологией обработки различных материалов;
4. системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.
Принципы реализации программы
Программа «Творческая мастерская» строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:
- личностно-ориентировочный подход в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
- общественно-полезная направленность в деятельности;
- эмоциональная насыщенность занятий;
- сотрудничество педагога и воспитанников;
- добровольное участие в совместных делах.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 17 лет, так и индивидуально. Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5-6 человек, т. к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Работа в кружке основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого воспитанника.
Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества строятся с учетом природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей и навыков воспитанников детского дома. В кружок записываются все желающие.
В программе выделены следующие направления:
• Работа с природным материалом
• Работа с тканью
• Вышивка
• Изготовление оберегов
• Творческие проекты
• Работа с бумагой
• Работа с бисером
• Лепка
• Вязание
При реализации программы «Творческая мастерская» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
- методы развивающего обучения;
- метод взаимообучения;
- метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей, уровня подготовки воспитанников и др. используются различные формы работы на занятиях:
Основная форма Методы
1. Познавательное занятие Беседа, рассказ, доклад, прослушивание
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. Упражнения, репродуктивный
3. Самостоятельная деятельность детей Упражнения, практические пробы
4. Творческие упражнения Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый или эвристический; исследовательский.
5. Игровая форма Короткая игра, игра-оболочка, энергизаторы, динамические упражнения
6. Конкурсы Игра
7. Выставки Экспозиция
8. Занятие – соревнования Интерактивные методы
9. Занятие – деловая (ролевая) игра Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т. д.
10. Занятие - лекция Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы
11. Занятие - зачет Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.
12. Интегрированное занятие Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет
13. Модульное занятие Самостоятельная деятельность
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:
- получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;
- овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
- проявлять творческую активность;
- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;
- креативно мыслить;
- проявлять инициативу, умственную активность;
- проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;
- овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;
- участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;
- развить адаптивные качества личности;
- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.
Результативность
- получение положительных отзывов других людей;
- оценки компетентных судей;
-участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных, всероссийских).
Критерии оценки выполненных работ:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- индивидуальный стиль;
- использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;
3. специальные: обработка ткани, плетение и пр. Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
Схема овладения навыками прикладного творчества
Формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная;
• индивидуально-групповая;
• групповая (или в парах);
• фронтальная;
• экскурсия;
• конкурс;
• выставка.
Основной вид занятий – практический.
Педагогические приемы:
• Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
• Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование) :
• Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);
• Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
• Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т. п.
Организация и проведение учебного занятия.
Включает следующие структурные элементы:
1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.
2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:
Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
5. Этап рефлексии.
6. Заключительный этап.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам (презентации к теме «Изготовление оберегов», «Работа с тканью», «Работа с бисером»;
- электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;
- раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме «Работа с бисером»;
- шаблоны к теме «Работа с тканью». Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями.
Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; нитки катушечные и капроновые; нитки шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер; молоток; гвозди и т. д.
Кроме того, к оборудованию занятий по декоративно- прикладному творчеству относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства : репродукции картин, таблицы, журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства, книжные иллюстрации.
Форма подведения итогов:
Выставка декоративно-прикладного творчества воспитанников «Мир глазами детей»
Тематическое планирование
№ Тема занятия Количество часов Дата Форма
Вводное занятие
1. Вводное занятие 1 02.09 Познавательная беседа. Анкетирование
Работа с бумагой и картоном
2. «Радужная закладка» 1 09.09 Изготовление закладки
3. Мир оригами 1 16.09 Знакомство с оригами
4. «Веселый аквариум» 1 23.09 Изготовление аквариума с золотыми рыбками
5. «Перелетные птицы» 1 30.09 Изготовление птиц
6. «Золотая шкатулка» 1 7.10 Изготовление коробочек и шкатулки
7. «Осенний лес» 1 14.10 Коллективное панно
8. «Мир бумаги»
1 21.10 Изготовление аппликации по образцу
9. «Милой мамочке» 1 11.11 Изготовление подарков
10. «Марионетка»
1 18.11 Изготовление игрушки марионетки
11. «Моя игрушка» 1 25.11 Изготовление настольных игрушек
12. «Книжка-малышка» 1 02.12 Изготовление книжки-малышки
13. Карнавальная маска 1 09.12 Изготовление карнавальных масок
14. «Шарики, хлопушки» 1 16.12 Изготовление елочных игрушек и гирлянд
15. «Волшебная зима» 1 23.12 Коллективное панно
3 «Красавица салфетка» 1 13.01 Изготовление салфетки с бахромой
16. «Кукла Барби» 1 20.01 Изготовление одежды для Барби
17. «Зимний пейзаж»
1 27.01 Пластилинография
18. «Дом моей мечты»
1 03.02 Конструирование домика
a.
19. «Зоопарк» 1 10.02 Пластилинография
20. «Подарок для папы» 1 17.02 Изготовление подарков
21. «Пирожки для бабушки» 1 24.02 Лепка хлеба, пирожков, русского пряника
22. «Подарок для бабушки и мамы» 1 03.03 Изготовление цветов
23. «Волшебная рамка» 1 17.03 Изготовление рамок для фотографии
24. «Красивая посуда» 1 24.03 Лепка чайного сервиза
25. «Полет на луну» 1 07.04 Пластилиновая аппликация
26. «Ваза с цветами» 1 14.04 Лепка из пластилина
27. «Спичечная история» 1 21.04 Конструирование из спичечных коробков
28. «Вечный огонь» 1 28.04 Изготовление вечного огня
29. «Вечный огонь» 1 05.05 Изготовление вечного огня
30. «Журавли» 1 12.05 Объёмная аппликация
31. «Журавли» 1 19.05 Объёмная аппликация
32. Подведение итогов
Выставка «Мир глазами детей» 1 26.05 Выставка детского творчества
ИТОГО 33