Приложение МААМ

«Семья на пороге школы». Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп

Ирина Суси
«Семья на пороге школы». Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп «Семья на пороге школы»

Фарисеева Наталья Алексеевна, педагог-психолог,

Суси Ирина Леонидовна, учитель-логопед,

Фиски Оксана Леонидовна, учитель-логопед,

МДОУ Детский сад № 108 «Снежинка»

Цель: взаимодействие детского сада и семьи ребенка с ОВЗ в вопросах формирования готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

• Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

• Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.

• Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

• Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, волевые качества.

• Способствовать сближению родительского сообщества в процессе выполнения совместных заданий и игр.

Форма работы: групповая.

Виды работы: короткие информационные сообщения, обсуждения, игры и упражнения для индивидуальной работы, в парах, в небольших группах.

Ведущие: педагог-психолог, учителя-логопеды.

Место проведения: музыкальный зал.

Материалы: мультимедийное оборудование; презентация к семинару-практикуму «На пороге школы»; цветные стикеры (3 цвета – синий, красный, желтый) на каждого родителя для рассадки за столы; три стола; упаковка цветных стикеров на каждый стол; ватман А1 с надписями названий психических процессов; картинки к игре-ассоциации (можно выбрать в интернет-источниках); листы А4 на каждого родителя с подготовленными заданиями к нейроигре и к упражнениям по зрительно-моторной координации; 1 – 2 упаковки цветных карандашей (простых карандашей) на каждый стол; вырезанные и разделенные по частям (голова, туловище, хвост, крылья) картинки животных: крокодил, лошадь, верблюд, орёл, лев; 3 конверта для деталей животных; жетоны для повышения активности родителей (счетные палочки, наклейки, флажки или др.); подготовленные бланки «Анкета для родителей на определение готовности ребенка к школе».

Ход.

Перед началом встречи каждый родитель получает на входе в зал один цветной стикер для рассадки по цвету стола

Часть 1. Приветственное слово.

СЛАЙД 1. Семинар-практикум «Семья на пороге школы».

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи - «Семья на пороге школы». А проведут эту встречу я – педагог-психолог и учителя-логопеды нашего учреждения.

Эта тема выбрана не случайно. Наши дети растут, и, кажется, что они делают это очень и очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро он пойдет в школу. Дошкольник станет школьником, а его родители – родителями ученика.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. И главным в его жизни уже станет учеба. Поэтому нашими главными вопросами сегодня станут - как лучше подготовить наших детей к школе? Что важно помнить родителям будущего первоклассника и на что следует обратить внимание?

Чтобы вам было и интересно, и полезно, прошу вас быть активными. За Вашу активность и правильные ответы мы будем давать на каждый стол по жетону. В конце мы подсчитаем количество жетонов и увидим, кто у нас самый-самый!

СЛАЙД 2. Запись на ПМПК (кратко напомнить про условия).

Педагог-психолог: Прежде, чем мы приступим, хочу напомнить, что дети, которые будут продолжать свое обучение в классах компенсирующего вида, должны предварительно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Запись на комиссию для будущих первоклассников начинается 25 января того года, кода воспитанник идет в школу. Всю необходимую информацию по подготовке документов для прохождения ПМПК вы можете получить у учителя-логопеда вашей группы и у воспитателей.

Часть 2. Основная часть.

СЛАЙД 3. Игра «Ассоциации».

Учитель-логопед: Итак, семья на пороге школы. Что же значит для нас слово «Школа»? Перед вами на столе лежат разные картинки. Посмотрите на них и подумайте, с какой картинкой у Вас ассоциируется слово “Школа”? Выберите для себя подходящую картинку (см. приложение №1).

Упражнение выполняется по кругу: участники выбирают картинку и говорят свои ассоциации к слову. Если участников много, то предлагается обсудить выбранные картинки и ассоциации за столами (регламент 3 минуты, затем кто-то один должен обобщить все варианты и высказаться.

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод.

Учитель-логопед: Сейчас каждый из вас высказался о своих ассоциациях. Они во многом схожи и перекликаются друг с другом. Анализируя их, мы получаем многообразную палитру ощущений, связанных с представлениями о школе. Это и общение, и знания, и умения, и состояние здоровья детей, и знания родителей, и их переживания и многое другое. Они определяются опытом школьного обучения самих родителей, а если есть старшие дети, то и по опыту обучения старших детей.

Вы правы, именно с таким многообразием на самом деле и столкнется в школе ваш ребенок. Чтобы он стал успешным, и не только в начале своего школьного обучения, но и в последующие годы, а мы смогли ему в этом помочь и поддержать, нам необходимо четко определить, что такое «готовность ребенка к школе». Раскроем данное понятие.

СЛАЙД 4. «Готовность к школе».

Педагог-психолог: В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде всего, как умение ребенком читать, писать и считать. Такое убеждение неправильно и не является показателем успешности обучения. Для ребёнка главное – развить те качества, которые пригодятся ему для освоения этих навыков в дальнейшем.

СЛАЙД 5. «Готовность к школе. Три взаимосвязанных аспекта».

Педагог-психолог: Итак, «готовность к обучению в школе» включает в себя три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, психологический и педагогический.

Педагогическая готовность определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками для обучения в школе. К ней мы относим обучение детей грамоте, формированию первоначальных математических представлений, чтение стихов, пересказ текстов и др. Мы на ней не останавливаемся, педагогической готовности уделяется большое внимание, а переходим к двум другим составляющим, которые менее освещаются для родительской общественности. Первый из них – это физиологическая готовность.

СЛАЙД 6. «Готовность к школе. Физиологическая готовность».

Учитель-логопед: Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку данного уровня проводят медицинские работники по определенным критериям. Что это за критерии? Что к ним относится?

Сейчас в своих группах обсудите, что можно отнести к физиологической готовности?

Идет обсуждение в группах, затем один из представителей от группы высказывается.

Учитель-логопед: Да, вы правы! На слайде представлены следующие критерии:

- физическое развитие (рост, масса тела, окружность грудной клетки);

- биологическое развитие (смена зубов на постоянные, достижение определенных пропорций тела);

- состояние здоровья (группы здоровья);

- крупная моторика;

- мелкая моторика - ручная умелость.

И сейчас я подробнее хочу остановиться на таком критерии, как мелкая моторика, поскольку это именно то, что требует особого внимания со стороны родителей и педагогов. Как вы думаете почему?

Ответы родителей.

Учитель-логопед: Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как простые жесты (например, брать в руку предметы, застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку, так и сложные движения (к примеру, писать). Это также влияет на почерк человека.

Развить пальчиковую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры, самомассаж. Мы предлагаем Вам несколько игр и упражнений, которые помогут развить пальчиковую моторику.

Давайте поиграем.

Педагог проводит с родителями игровой практикум на развитие мелкой моторики рук.

- Самомассаж рук.

Учитель-логопед: Мы начнем с самомассажа рук. Вместе со мной правой рукой поглаживаем ладонь левой руки, а теперь левой рукой поглаживаем ладонь правой руки.

Растираем ладони друг о друга до теплоты.

Разминаем каждый пальчик левой руки от подушечки к основанию, затем меняем руку.

Встряхиваем руки.

Родители выполняют упражнения вместе с педагогом.

- Упражнение: «кулак-ребро-ладонь»

Учитель-логопед: Сейчас мы выполним упражнение: «кулак-ребро-ладонь». Предлагаю вам запомнить три положения руки на плоскости стола: кулак, ребро, ладонь.

Педагог показывает двумя руками одновременно положения ладони на плоскости стола. Родители повторяют по показу.

• «Кулак» - ладонь, сжатая в кулак,

• «Ребро» - ладонь ребром на плоскости,

• «Ладонь» - ладонь на плоскости

Учитель-логопед: Молодцы! Теперь вы будете выполнять самостоятельно по моей словесной инструкции.

Родители самостоятельно выполняют по словесной инструкции педагога. Последовательность называния положений руки может меняться.

- Нейроигра «Цифры» (см. приложение №2)

Учитель-логопед: Следующая игра, с которой я хочу вас познакомить – это нейроигра «Цифры». Данная игра помогает не только развивать моторику, но и способствует развитию мозга ребенка. Это происходит благодаря тому, что нейроигры стимулируют работу обоих полушарий мозга одновременно, что крайне важно для гармоничного развития ребёнка.

Главная суть нейроигр – это работа двумя руками одновременно.

Мы начнем пока с простого задания и будем поочередно менять руки. Итак, перед вами таблица, состоящая из двух столбцов с цифрами от 1 до 5. Левый столбец для левой руки, правый – для правой. Найдите правой рукой цифру «1» и поставьте на нее столько пальцев, сколько показывает цифра. А теперь левой рукой найдите цифру «2» и поставьте на нее столько пальцев, сколько показывает эта цифра. Далее по аналогии выполните задания с цифрами: правая рука - цифра «3», левая рука - цифра «4», правая рука – цифра «5».

Педагог показывает выполнение задания с цифрой «1», родители повторяют за ним. Далее родители выполняют задание по словесной инструкции педагога. Необходимо контролировать родителей при выполнении упражнения.

Учитель-логопед: Следующее упражнение выполняем с усложнением, теперь уже двумя руками. Показываем цифры одновременно по строчкам двумя руками и называем.

Педагог показывает выполнение задания на примере.

Например, находим первую строку в обоих столбцах. В ней стоят цифры «2» - слева и «4» - справа. Левую руку ставим на цифру «2» и показываем на ней столько пальцев, сколько показывает цифра – два пальца. Называем «два». Правую руку ставим на цифру «4» и показываем на ней столько пальцев, сколько показывает цифра – четыре пальца. Называем «четыре». Теперь дальше сами.

Родители выполняют упражнение самостоятельно, вслух произносят цифры.

СЛАЙД 7. Психологическая готовность к школе.

Педагог-психолог: И мы переходим к еще одному важному и достаточно обширному показателю готовности, такому как - психологическая готовность к школьному обучению. Она предполагает многокомпонентное образование. Это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает мотивационную, интеллектуальную и личностную готовность.

Что собой представляет мотивационная готовность?

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. Должно быть сформировано положительное отношение: к школе; к учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

Часто дети просто не хотят этого. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов у них отсутствует. Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка; а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.

И прежде необходимо ответить на вопрос – а зачем надо идти в школу? Вам вопрос, уважаемые родители. Зачем надо идти в школу?

Ответы родителей.

Педагог-психолог: Ответ – для развития! Ребенок хочет развиваться. Развиваются только с помощью знаний. В детском саду столько знаний не дадут, их можно получить только в школе!

Ребенок должен понимать, что учеба – это сложно и надо трудиться. И тогда, развитие не заставит себя долго ждать. Дайте мне взрослого, который поможет мне учиться.

Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

Как Вы думаете, что необходимо говорить о школе ребенку и как поощрять его поведение?

Ответы родителей.

Педагог-психолог: Формируйте положительное отношение к школе, мотивацию:

- беседуйте на темы: «Что я буду делать в школе?», «Каким я буду учеником?»;

- рассказывайте и показывайте свои фото из школьной жизни, школьные атрибуты;и

- играйте в школу, организуйте рабочее место, наблюдайте, объясняйте, отвечайте на вопросы.

Ваше спокойное и оптимистичное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, вера в его возможности, позитивные рассказы о школе – все это залог положительной мотивации.

СЛАЙД 8. Готовность к школе. Интеллектуальная сфера.

Учитель-логопед: Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия, зрительно-моторной координации ребёнка, общую осведомленность.

На слайде представлены психические процессы и даны пояснения к ним.

А теперь вопрос – что из этого требует особого подхода в развитии, т. к. хуже всего развито у детей на начало школьного обучения?

Предлагаю вам выбрать из списка те психические функции, на которые необходимо сделать особый уклон. У вас на столах лежат цветные стикеры. Подойдите к доске и приклейте свой стикер к выбранной функции.

Родители подходят к доске, приклеивают стикеры в колонки к выбранным ими функциям. Ведущий подсчитывает общее количество стикеров по каждой функции и проводит сравнительный анализ родительских ответов с мнением учителей начальной школы.

Учитель-логопед: Сравним ваше мнение с мнением учителей начальной школы. Итак, это внимание, речь и зрительно-моторная координация.

Педагог-психолог: Действительно, одной из плохо развитых функций у учащихся первого класса является внимание. Часто ребенок не способен удерживать его на выполняемой работе в течение 15–20 минут. Он начинает отвлекаться, становится рассеянным.

Для развития данной функции помогут задания: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. А сейчас поиграем!

Педагог проводит с родителями игровой практикум на развитие психической функции.

- Игра на слуховое внимание.

Педагог-психолог: Развиваем слуховое внимание. Сейчас я буду вслух читать слова. Ваша задача - хлопнуть в ладоши, когда услышите название животного:

лошадь, хлеб, окно, корова, медведь, яблоко, камень, лес, овца.

Родители выполняют задание.

СЛАЙД 9. Упражнение «Цвета».

- Упражнение «Цвета»

Педагог-психолог: Следующее задание также помогает нам развить наше внимание. На экране представлена таблица с окошками. В каждом окошке нарисован цветной круг и написана буква «П», «Л» или «О» под ним. Выполнять это упражнение нужно следующим образом. Вы громко называете цвет круга в окошке и одновременно поднимаете правую руку, если под ней буква «П», или левую руку, если там буква «Л». Если же это буква «О», то вы поднимаете обе руки.

На первый взгляд упражнение кажется простым, но это первое впечатление и оно обманчиво. Давайте вместе сделаем первую строчку.

Педагог вместе с родителями вслух, медленно выполняет первую строчку задания. Далее родители делают вместе вслух самостоятельно. Педагог контролирует выполнение задания.

Учитель-логопед: Следующая функция, которая также требует особого внимания у детей – это речь.

- Игра «Несуществующее животное»

Учитель-логопед: С помощью игры, которую мы вам предложим, вы сможете помочь детям в развитии словотворчества, воображения, умения грамматически правильно употреблять слова в речи.

У вас на столах лежат конверты с частями тела разных животных. Сложите из этих частей несуществующее животное и придумайте ему имя. Например, у моего животного части тела от крокодила, верблюда и льва. Я хочу назвать свое несуществующее животное Кроковерболев.

Родители выполняют задание педагога.

Учитель-логопед: Молодцы! Теперь я вас попрошу назвать части тела вашего несуществующего животного, правильно назвать прилагательное. Например, голова верблюда – верблюжья, крылья орла – орлиные и т. п.

Родители выполняют задание педагога.

Учитель-логопед: Хорошо, все справились. Ну, и самое интересное, составьте, пожалуйста, историю про свое животное по цепочке.

Учитель-логопед начинает историю, команды родителей продолжают за ним, придумывают по предложению по цепочке.

Учитель-логопед: У нас получилась отличная история!

СЛАЙД 10. Готовность к школе. Интеллектуальная сфера.

Учитель-логопед: Еще одна функция, которая достаточно слабо развита у будущих первоклассников – это зрительно-моторная координация. Более простыми словами это взаимосвязь координации того, что видит глаз и одновременно делает рука.

Если зрительно-моторная координация развита достаточно, ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг. Кроме того, он должен правильно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, хорошо представлять себе, что такое верх, низ, внизу, справа, слева.

Существует простой способ определения уровня – это копирование.

Чтобы понять, что это такое, мы предлагаем вам упражнения на зрительно-моторную координацию:

- Упражнение «Срисовывание точек по образцу» (см. приложение №3).

Учитель-логопед: Перед вами лист бумаги, в верхней части которого слева нарисованы точки в определенном порядке. Справа от точек есть свободное место. Ваша задача – точь-в-точь перерисовать эти точки в правую часть листа на свободное место так, чтобы они все поместились.

Родители выполняют задание.

- Упражнение «Дорисуй половинку» (см. приложение №3).

Учитель-логопед: Следующее задание также располагается на этом же листе бумаги под точками. Здесь нарисована правая половинка пчелы. Вам необходимо дорисовать вторую половинку, но делать это вы будете левой рукой.

Родители выполняют задание.

Учитель-логопед: Зрительно-моторная координация эффективно развивается и при выполнении различных двигательных упражнений; ходьба и бег по разметкам, катание на самокатах по ограниченной площадке, метание в цель.

СЛАЙД 11. Готовность к школе. Личностная сфера.

Педагог-психолог: И мы переходим к последнему показателю – личностная готовность. Сюда мы можем отнести уровень общения, развитие самооценки, умение действовать по образцу, подчинение правилам.

На слайде представлены краткие формулировки.

• Личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.

Вопрос к вам. Как можно помочь ребенку?

Ответы родителей

Педагог-психолог: Конечно, больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, предлагать возможные решения в разрешении трудностей.

• Способен выдерживать нагрузки, уверен в себе и своих силах; адекватно справляется с отрицательными эмоциями.

Вопрос - как можно помочь ребенку?

Ответы родителей

Педагог-психолог: Помогают беседы, поддержка близких людей, книги, личный пример.

• Умеет производить действия в уме (или действия внутреннего плана).

Вопрос - как можно помочь ребенку?

Ответы родителей

Педагог-психолог: Помогают разные настольные игры: в шашки, в поддавки и т. д.

• Выработка навыка управлять своим поведением – выполнение требований, конкретных правил: делать то, что требуется, а не то, что захотелось.

Вопрос - как можно помочь ребенку?

Ответы родителей.

Педагог-психолог: Помогают выработать навык различные игры с правилами. Также важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца!

Учитель-логопед: Итак, сегодня мы с вами рассмотрели понятие «Готовность к школьному обучению». Чтобы вы смогли для себя увидеть, насколько ваш ребенок готов к школе, предлагаем дома пройти анкету для родителей и сразу оценить свой результат

- Анкета для родителей на определение готовности ребенка к школе (см. приложение №4).

Родителям раздается на бланках анкета готовности к школе.

Учитель-логопед: А у нас настало время подсчитать количество жетонов и понять, кто же сегодня победил? Пока жетоны подсчитываются, мы с вами проведем рефлексию.

Часть 3. Заключительная часть.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, встаньте, пожалуйста, в широкий круг так, чтобы вам было удобно.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь сделайте шаг вперед, если вам было интересно.

Родители делают шаги, либо остаются на месте.

Педагог-психолог: Хорошо, можно вернуться назад. Сделайте шаг вперед, если вам было полезно.

Родители делают шаги, либо остаются на месте.

Педагог-психолог: Спасибо, можно вернуться назад. И еще раз сделайте шаг вперед, если вы узнали много нового.

Родители делают шаги, либо остаются на месте.

Педагог-психолог: Благодарю вас от души за вашу активность! Можете встать на свое место. Давайте снова образуем круг.

Родители становятся в круг.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами говорили о том, как подготовить наших детей к школе! Вы все были очень активны, узнали для себя что-то новое! Спасибо вам!

Жетоны подсчитаны. Кто же у нас победил?

На самом деле сегодня победили все! Давайте за это дружно друг другу поаплодируем!

Родители дружно аплодируют.

Педагог-психолог: А нам пора прощаться. До свидания! До новых встреч!

СЛАЙД 12. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет о праздничном мероприятии для детей подготовительных к школе групп «Донская земля — народов дружная семья»Фотоотчет о праздничном мероприятии для детей подготовительных к школе групп «Донская земля — народов дружная семья» Составитель: музыкальный руководитель МБДОУ № 34 г. Азова Колтакова Елена Борисовна. В МБДОУ № 34 г. Азова прошел удивительный и красивый.

Летнее развлечение в формате игры-квеста для воспитанников старших и подготовительных к школе групп «Остров сокровищ»Летнее развлечение в формате игры-квеста для воспитанников старших и подготовительных к школе групп «Остров сокровищ» Итоговым мероприятием тематической недели для воспитанников старших и подготовительных к школе групп стало развлечение в форме игры-квеста.

Сценарий интеллектуального конкурса для воспитанников подготовительных групп «Умники и умницы»Сценарий интеллектуального конкурса для воспитанников подготовительных групп «Умники и умницы» I. Вводная часть. Ведущий: Добрый день уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем празднике ума. День необычный сегодня у нас, Мы искренне.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Семья на пороге школы». Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп
Опубликовано: 20 января 2025 в 17:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семья на пороге школы». Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников с ОВЗ подготовительных к школе групп» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Суси (УИ 352225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД