Рамиля Юнусова
Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 29 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
Сообщение из опыта работы на тему:
«Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста»
Выполнил воспитатель:
Юнусова Р. Ф.
2022год
Публикация «Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского. Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста».
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Много вопросов возникло, когда я начала работу по использованию в изобразительной деятельности нетрадиционных методов рисования и внедрение технологии ТРИЗ, способов и форм ее организации. Я поняла, что именно методы ТРИЗ помогут отойти от стандартного подхода к детскому творчеству и что чем раньше начать развивать у детей наблюдательность, внимание, фантазию, тем плодотворнее будет деятельность.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боялись рисовать, потому что, как им казалось, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это было заметно в младшем дошкольном возрасте, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватало уверенности в себе, самостоятельности.
Прежде чем приступить к этой работе, я поставила перед собой следующие задачи:
• Воспитывать качества творческой личности;
• Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
1. развитие воображения;
2. оригинальность мышления;
3. способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
3. находчивости, внимательности и сообразительности;
Рисуя, у ребенка формируются и развиваютя определенные умения и навыки: ориетировка в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки, и другие.
Для реализации поставленных задач, создала необходимые условия:
подобрала необходимую литературу Т. А. Сидорчук «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи» г. Ульяновск 1996г., Т. В. Ляшко, Е. И. Синицына «Через игру -к творчеству» г. Обнинск 1994г., Сидорчук Т. А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников»1998г., где представлен материал для работы. Начиная с детьми младшего дошкольного опыта»
подобрала необходимый материал к различным видам деятельности (тампоны, листы для граттажа, краски, трубочки, бумага разной формы и оттенков, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисти разной толщины и др.)
разработала перспеквтивный план по развитию творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ.
Добавить картинку
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Нетрадиционная техника рисования строиться на имеющимся уже изобразительном опыте. Умение выражать свое отношение к рисуемому объекту: например :рисуем овощи, растения, которые ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов, и придать им определенный облик то есть дополнить деталями (Ножки, глазки.)
Для того, чтобы научить рисовать детей творчески, я использовала метод, разработанный психологом В. В. Степановой- основной метод — дорисовывания, который дает возможность соблюдать основные условия воображения: видеть целое, раньше частей. Дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать его, причем штрихи, точки, линии взяты не просто так, а были отобраны в результате глубокого анализа детских рисунков и характеризуют определенные этапы развития изобразительной деятельности. Я такой же участник совместной деятельности, как и дети, могу предложить свой вариант, но только тогда, когда малыши исчерпают свои. На первых этапах дети рисовали длинные и короткие линии, в направлении от себя, затем появляются движения к себе. (заборчик, лесенка, лучики.) Другие штрихи получают из жеста от себя, к себе в определенных конфигурациях. Вначале дети дорисовывают образы дерева, кустика, ежика и т. д. А затем предлагаю детям для дорисовывания следующие типы штрихов — это замкнутые, петлеобразные клубки спиралеобразные линии, группы точек, овалы, круги. Фото на экране
Следующий прием, который я использую в своей работе, это «Морфологический ящик». Данный прием применяется мною для выбора детьми способов, средств и образов рисования. Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой. На начальном этапе детям предлагается небольшой выбор материалов и средств для рисования (в младшем возрасте - это карандаши, фломастеры, гуашь, бумага разной формы), в среднем возрасте добавляются новые средства для рисования это цветные и восковые мелки, акварель, бумага разных оттенков, разные виды ткани, кисти разной толщины, трафареты.
Выполняя с детьми рисунки в технике печати пальчиком дети придумывают сюжетную историю, которую в дальнейшем обыгрывают. Так например во второй младшей группе с помощью пальцев дети закрепляли цвета-красный, желтый, синий, зеленый) «Покатились горошки по дорожке». В последствии этот прием использую и на других занятиях (Рассыпались мамины бусы, Разноцветный дождь, Расцвели одуванчики, в средней группе можно добавить «Дорожка для дымковской барышни», «Вспомним лето», «Веселые цыплята». «Букет для мамы», «Мать и мачеха»)
Следующий прием, который освоили дети, это прием тампонирования. На занятиях по изобразительной деятельности : «Облака», «Солнечные зайчики», «Сугробы», «Веселые зайчата, «Яркие светлячки», «Мишка», и т. д., дети учились рисовать с помощью кусочка поролона, закрученного на конце карандаша, соблюдая технику безопасности при работе с гуашью.
В течение всего учебного года запланировала знакомство с клише, с приемом рисования по влажной бумаге «И поплывут по небу облака», «Аквариумные рыбки», «Зайцы на поляне» и т. д.
На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.
Вашему вниманию хочу представить малоизвестны техники рисования это - лессировка (техника живописи, основанная на нанесении тонких прозрачных красок друг на друга, после чего получаются красивые, переливчатые оттенки. Напрмер : «Радуга», «Воздушные шары» которые при наложении друг на друга имеют тенденцию изменять цветовую гамму.
- граттаж (рисование на листе бумаги, покрытой воском) Дети не пишушей ручкой создают (царапают) свой сюжет — «Ночное небо», «Снежинки», «Морские рыбки», «Космос» и т. д.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Поэтому я свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Рисование – это не только любимая деятельность детей, которой наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Мое решение- не останавливаться на достигнутом. Планирую продолжать работу в следующих возрастных группах, используя более сложные методы и приемы технологии ТРИЗ.
Спасибо за внимание!