Получи документы

Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ

Рамиля Юнусова
Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 29 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)

Сообщение из опыта работы на тему:

«Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста»

Выполнил воспитатель:

Юнусова Р. Ф.

2022год

Публикация «Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ» размещена в разделах

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского. Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста».

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Много вопросов возникло, когда я начала работу по использованию в изобразительной деятельности нетрадиционных методов рисования и внедрение технологии ТРИЗ, способов и форм ее организации. Я поняла, что именно методы ТРИЗ помогут отойти от стандартного подхода к детскому творчеству и что чем раньше начать развивать у детей наблюдательность, внимание, фантазию, тем плодотворнее будет деятельность.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боялись рисовать, потому что, как им казалось, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это было заметно в младшем дошкольном возрасте, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватало уверенности в себе, самостоятельности.

Прежде чем приступить к этой работе, я поставила перед собой следующие задачи:

• Воспитывать качества творческой личности;

• Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:

1. развитие воображения;

2. оригинальность мышления;

3. способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;

3. находчивости, внимательности и сообразительности;

Рисуя, у ребенка формируются и развиваютя определенные умения и навыки: ориетировка в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки, и другие.

Для реализации поставленных задач, создала необходимые условия:

подобрала необходимую литературу Т. А. Сидорчук «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи» г. Ульяновск 1996г., Т. В. Ляшко, Е. И. Синицына «Через игру -к творчеству» г. Обнинск 1994г., Сидорчук Т. А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников»1998г., где представлен материал для работы. Начиная с детьми младшего дошкольного опыта»

подобрала необходимый материал к различным видам деятельности (тампоны, листы для граттажа, краски, трубочки, бумага разной формы и оттенков, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисти разной толщины и др.)

разработала перспеквтивный план по развитию творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ.

Добавить картинку

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционная техника рисования строиться на имеющимся уже изобразительном опыте. Умение выражать свое отношение к рисуемому объекту: например :рисуем овощи, растения, которые ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов, и придать им определенный облик то есть дополнить деталями (Ножки, глазки.)

Для того, чтобы научить рисовать детей творчески, я использовала метод, разработанный психологом В. В. Степановой- основной метод — дорисовывания, который дает возможность соблюдать основные условия воображения: видеть целое, раньше частей. Дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать его, причем штрихи, точки, линии взяты не просто так, а были отобраны в результате глубокого анализа детских рисунков и характеризуют определенные этапы развития изобразительной деятельности. Я такой же участник совместной деятельности, как и дети, могу предложить свой вариант, но только тогда, когда малыши исчерпают свои. На первых этапах дети рисовали длинные и короткие линии, в направлении от себя, затем появляются движения к себе. (заборчик, лесенка, лучики.) Другие штрихи получают из жеста от себя, к себе в определенных конфигурациях. Вначале дети дорисовывают образы дерева, кустика, ежика и т. д. А затем предлагаю детям для дорисовывания следующие типы штрихов — это замкнутые, петлеобразные клубки спиралеобразные линии, группы точек, овалы, круги. Фото на экране

Следующий прием, который я использую в своей работе, это «Морфологический ящик». Данный прием применяется мною для выбора детьми способов, средств и образов рисования. Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой. На начальном этапе детям предлагается небольшой выбор материалов и средств для рисования (в младшем возрасте - это карандаши, фломастеры, гуашь, бумага разной формы), в среднем возрасте добавляются новые средства для рисования это цветные и восковые мелки, акварель, бумага разных оттенков, разные виды ткани, кисти разной толщины, трафареты.

Выполняя с детьми рисунки в технике печати пальчиком дети придумывают сюжетную историю, которую в дальнейшем обыгрывают. Так например во второй младшей группе с помощью пальцев дети закрепляли цвета-красный, желтый, синий, зеленый) «Покатились горошки по дорожке». В последствии этот прием использую и на других занятиях (Рассыпались мамины бусы, Разноцветный дождь, Расцвели одуванчики, в средней группе можно добавить «Дорожка для дымковской барышни», «Вспомним лето», «Веселые цыплята». «Букет для мамы», «Мать и мачеха»)

Следующий прием, который освоили дети, это прием тампонирования. На занятиях по изобразительной деятельности : «Облака», «Солнечные зайчики», «Сугробы», «Веселые зайчата, «Яркие светлячки», «Мишка», и т. д., дети учились рисовать с помощью кусочка поролона, закрученного на конце карандаша, соблюдая технику безопасности при работе с гуашью.

В течение всего учебного года запланировала знакомство с клише, с приемом рисования по влажной бумаге «И поплывут по небу облака», «Аквариумные рыбки», «Зайцы на поляне» и т. д.

На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.

Вашему вниманию хочу представить малоизвестны техники рисования это - лессировка (техника живописи, основанная на нанесении тонких прозрачных красок друг на друга, после чего получаются красивые, переливчатые оттенки. Напрмер : «Радуга», «Воздушные шары» которые при наложении друг на друга имеют тенденцию изменять цветовую гамму.

- граттаж (рисование на листе бумаги, покрытой воском) Дети не пишушей ручкой создают (царапают) свой сюжет — «Ночное небо», «Снежинки», «Морские рыбки», «Космос» и т. д.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Поэтому я свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование – это не только любимая деятельность детей, которой наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Мое решение- не останавливаться на достигнутом. Планирую продолжать работу в следующих возрастных группах, используя более сложные методы и приемы технологии ТРИЗ.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 19:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности через использование методов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Рамиля Юнусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД