Мария Гелетий
Опыт работы «Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему :
«Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте
нейропсихологического подхода»
Публикация «Опыт работы „Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР в контексте нейропсихологического подхода“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Опыт работы, практика
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процессе подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в ней. Современный образ жизни, связанный с использованием компьютерной техники, приводит к большей активизации зрительной модальности в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста, а в особенности у детей с ТНР, возможно отставание в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь усугубляет уже имеющиеся нарушения речевой функции. Данный аспект требует особого внимания учителей-логопедов в коррекционно-педагогической практике, так как память является ведущей в дошкольном возрасте.
При достаточно сформированной слухоречевой памяти человек может быстро запомнить последовательность и логику явлений, событий, содержание текста, суть рассуждения и др. Слухоречевая память является своего рода базой, основой познавательных способностей человека, необходимым условием успешного обучения, приобретения опыта, новых знаний и навыков.
Таким образом, присутствует взаимозависимость между состоянием слуховой (слухоречевой) памяти и уровнем развития речи : при более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти
Дети с системными нарушениями речи испытывают значительные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой на слух : недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов, допущенные ошибки при воспроизведении слов обычно не замечают, и не исправляют простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных). Дети часто забывают сложные инструкции (трех, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Нарушение слухоречевой памяти ведет к недостаточному пониманию детьми обращенной речи, словесной инструкции, осложняет общение ребенка со взрослыми и сверстниками и, как следствие, вызывает трудности при формировании коммуникативных умений.
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга, т. е. на развитие межполушарного взаимодействия. Применение ресурсов нейропсихологического подхода наряду с традиционной логопедической работой позволит преодолеть у дошкольников с ТНР утомляемость, снижение устойчивости внимания, оптимизировать уровень слухоречевой памяти, несформированность пространственных представлений, отставание в двигательной сфере, отставание в когнитивной сфере, недостаточность саморегуляции и произвольности.
Развитие слухоречевой памяти на основе нейропсихологического подхода проводится в три этапа.
Первый этап: Активизация межполушарного взаимодействия. Здесь происходит:
• стимулирование межполушарного взаимодействия,
• формирование пространственных представлений,
• развитие способности координировать и контролировать свои движения.
С детьми проводятся занятия по коррекции и развитию сенсомоторных процессов, произвольности восприятия и реципрокной координации движений. Кроме того, предлагаются задания на развитие зрительного анализатора и пространственного гнозиса. Используются развивающие межполушарные доски, которые специально предназначены для активизации и обеспечения взаимодействия обоих полушарий мозга.
Второй этап: формирование способности переработки слухоречевой информации, программирования и контроля деятельности.
С дошкольниками проводятся занятия, направленные на формирование слухового внимания (Игры «что звучало?», «Где звучало?»- Игры «МЕРСИБО» как пример., на правильное восприятие вербального материала ( Вопросы: У Лены родилась сестренка Таня. Кто старше? Катя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее? Витя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше); развитие способности контролировать и регулировать свои психические процессы (Инструкции двух-, трехступенчатые, например, Сядь на стул, возьми красный карандаш; топни ногой, присядь на корточки/стул, хлопни в ладоши над головой).
Третий этап: непосредственно формирование слухоречевой памяти с обязательной опорой на ассоциативное и логическое мышление. Дети обучаются умению запоминать, удерживать и воспроизводить вербальную информацию.
Здесь предлагаются упражнения на расширение объема смысловой памяти, на развитие способности не просто механически заучивать материал, а понимать его, т. е. делается акцент на осознанное запоминание в заданной последовательности. Используются самые разнообразные приемы мнемотехники:
• пиктограммы - с помощью пиктограмм дети заучивали стихотворения.
• Группировка - используется в целях формирования кратковременной слухоречевой памяти. Дети получали карточки с различными изображениями для запоминания. При этом, для более эффективного запоминания, карточки следует сгруппировать по одному общему признаку. После этого дети пробуют назвать все карточки сначала с наглядной опорой, потом без нее. Метод ассоциаций также используется для расширения объема кратковременной памяти.
• Парные ассоциации. Задания на установление взаимосвязи в паре слов. Как продолжение – метод ассоциативных цепочек с опорой на ассоциации. В данном случае, кроме слухоречевой памяти, одновременно формировалось логическое мышление. Для запоминания детям предлагалась цепочка слов, в которой каждое последующее слово по логике вытекало из предыдущего и в итоге формировался связный текст. Для более продуктивного запоминания ассоциативная цепочка строилась по определенному сюжету.
• Мнемотаблицы и мнемодорожки. (рассказы цепной структуры)
• Смысловое соотнесение. (Картинка -> смысл -> по памяти назвать картинки)
• Крокирование –шифрование текста в виде символов или рисунков для лучшего запоминания и последующего воспроизведения по своим рисункам и схемам.
Также, в процессе логопедических занятий, специалист может использовать следующие элементы нейропсихологического подхода :
1. Балансиры (балансируя, дети могут проговаривать определённый речевой материал);
2. Доски для межполушарного развития (здесь, например, можно отрабатывать изолированное произнесение звуков);
3. Листы для рисования обеими руками;
4. Для отработки слоговых цепочек, можно подключать упражнения на динамический праксис (са – кулак – ша – колечко);
5. Разнообразные игры на слухоречевую инструкцию и подключения обеих рук: если в слове услышишь Р бросай правой рукой мяч, если Л – бросай левой рукой; если слышишь гласный звук, правой ногой топай, если слышишь согласный звук топай левой ногой и т. д.
6. Сенсорные дорожки, где на каждый шаг ребёнка будет накладываться определённое задание (+ можно положить где-то только справа, где-то только слева).
Но, специалисты всегда должны помнить, что при выборе материала для работы, как речевого, дидактического, так и дополнительного, мы должны отталкиваться от возможностей, возраста, интереса каждого ребёнка, а также этапа коррекционной работы.