Ирина Михалева
Опыт работы «Как воспитать патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу и своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
1. Привитие любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Публикация «Опыт работы „Как воспитать патриотов“» размещена в разделах
3. Расширение представлений о России, как о родной стране, о Серпухове, как о родном городе.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания (изодеятельность, художественное слово)
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России. Чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.
Этапы патриотического воспитания :
• предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
• художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
• когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
• эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Средства патриотического воспитания :
• окружающая мезосреда;
• художественная литература и искусство;
• народный фольклор;
• практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :
• повышение познавательной активности;
• эмоциональность восприятия;
• корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
• координация разных видов деятельности.
Формы патриотического воспитания :
• создание развивающей среды;
• тематические занятия;
• взаимодействие с родителями;
• взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т. п.).
Задачи патриотического воспитания :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.
Воспитание в детях любви к Родине.
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:
Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
Успешно проходит воспитание патриотизма в процессе приобщения детей к культурному наследию. Веками накапливался педагогический материал в устном народном творчестве, в различных народных промыслах, народно-прикладном искусстве, в фольклорных произведениях, которые понятны и близки детям дошкольного возраста.
Воспитание патриотизма осуществляется через формирование у ребенка национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа.
Уважение к трудовым умениям, гордость за людей, талантами которых славна отчизна – необходимое условие для формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Важная роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, доступна и понятна ему.
В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателей особого внимания и такта.
Идея патриотизма вовсе времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.
3 Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. (Презентация «Юные патриоты России).
4. Создание предметно-развивающей среды.
Родная семья.
Мир ребёнка начинается с его семьи.
Чувство любви к Родине, у ребёнка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Каждому человеку нужно знать кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, родной земле делает человека достойнее и сильнее.
Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к стране и народу. Была предложена анкета по нравственно-патриотическому воспитанию среди родителей, где выяснилось, что они очень узко понимают, что такое нравственно- патриотическое воспитание (вахта памяти, встреча с ветеранами, совместные просмотры кинофильмов о воине) Большинство родителей написали, что нравственно-патриотическое воспитание нужно, от сада они ждут больше встреч с интересными людьми и больше знаний о родном городе.
Серпухов – частица Родины.
Формирование элементарных знаний о правах человека, расширение представлений о городах России, знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг.
Развитие чувства ответственности за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее значение, становится важной государственной задачей.
Родная природа.
Важная роль в воспитании патриотизма отводится природе, т. к. она постоянно окружает ребёнка, доступна и понятна ему.
Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю
Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою
Родная культура
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребё нка: развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего города, своей культуры.
Большое значение для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания – знакомство с искусством народных мастеров, народных промыслов, народными традициями (через средства музыки, литературы, живописи)
Педагогу предоставлена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность: встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинена единой цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, фантазии и творчества.