Папки-передвижки

Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей

Наталия Глазова
Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Наталия Глазова

Тема моей публикации: Использование различных методов работы

дошкольного образовательного учреждения с родителями по

формированию здорового образа жизни детей.

Актуальность темы. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, т. к. данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Публикация «Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей» размещена в разделах

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Статистика заболеваемости по России на это, несомненно, указывает. В начале 2015 года ВОЗ выпустила статистическую сводку данных по заболеваемости и смертности. В России на первом месте по смертности оказались сердечно-сосудистые заболевания населения, далее сахарный диабет, онкология. Каждый сотый житель России, имеющий заболевания сердечно-сосудистой системы умирает именно от этого недуга. ВОЗ также отмечены простудные заболевания: по статистике каждый гражданин страны в год болеет в среднем 2-3 раза, 2 случая на 1000 заканчиваются смертью. Среди причин упомянуты не только экологическая обстановка, но и негативные привычки, которые имеются у каждого 4 гражданина нашей страны. «Возникновение и развитие этих заболеваний зависит от наших привычек. Прежде всего это отсутствие усугубляющих состояние здоровья привычек – избыточный алкоголь, курение и вредная еда, и присутствие профилактики – это здоровая еда и физическая активность». В Ульяновске дела обстоят немного по другому. Из доклада РосПотреб надзора Ульяновской области на первом месте по смертности также сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, далее –онкология. Особое внимание в докладе уделено «простудным» заболеваниям: первое место занимают болезни органов дыхания – 43,2%; второе место - травмы, отравления – 11,4%; третье место - болезни мочеполовой системы –7,1%. Впервые за последнее десятилетие в докладе имеется информация о таком заболевании, как ожирение – 2,1 на 1000 населения. Каждый 44 ульяновец страдает алкоголизмом, и каждый 3 (в возрасте от 18 лет) – курением (по неофициальной статистике).

Из представленной статистики видно, что актуальность здорового образа жизни высока. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду и необходимо помнить, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Большая роль в формировании у дошкольников здорового образа жизни отводится семье, взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения, открытость, доверие, взаимопомощь. Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые вобласти семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.).

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию

Базой для исследования являлась Краснореченская средняя школа (дошкольная группа)

Характеристика методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Все методы работы условно можно разделить на 2 группы: коллективные и адресные (индивидуальные). В ДОУ наибольшей популярностью по формированию ЗОЖ пользуются коллективные методы работы с родителями.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Основными методами взаимодействия ДОУ с семьей являются: 1) Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; с режимом дня, примерным меню и т. д. Темы такого родительского собрания могу звучать так : «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста», «Режим дня – дома и в детском саду», «Здоровое поколение», «Закаливание в детском саду и дома»

2) Педагогический совет с участием родителей. Целью данной работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем здорового образа жизни. Темы: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома», «Закаливание детского организма». Стоит отметить, что родители на педагогическом совете не должны быть просто слушателями, необходимо продумать участие каждого родителя в данной форме работы. Возможно, это будет доклад родителя на тему о необходимости закаливания, обобщение опыта по здоровьесбережению в семье, мастер-класс и т. д

3) Родительская конференция – один из методов повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания у детей здорового образа жизни, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Темы могут звучать так: «Нет вредным привычкам», «Мы за здоровый образ жизни», «В здоровом теле-здоровый дух»

4) Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родителиубеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Темы: «Легкая адаптация», «Режим дня», «Советы поваренка», «Будь здоров», «Спорт и я – друзья» и т. д

5) Групповые собрания родителей — организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами здорового образа жизни. При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил: • собрание должно быть целенаправленным; • отвечать запросам и интересам родителей; • иметь четко обозначенный практический характер; • проводиться в форме диалога; • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании. Темы групповых собраний могут быть разнообразными : «Анализ заболеваемости и посещаемости», «Закаливающие мероприятия в детском саду и дома», «Психологический комфорт дома и в детском саду», «Влияние вредных привычек родителей на детей», «Быть примером для своих детей» и т. д

6) «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Темами могут стать: «Как побороть вредные привычки», «А стоит ли заниматься физкультурой», «Так ли опасны вредные привычки», «Проблемы здоровья наших детей» и т. д.

7) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ, тематикой занятий по здоровому образу жизни. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями. Темы: «Быть здоровыми хотим», «Для чего человеку здоровье», «Почему вредные привычки называются вредными», «Хочешь ли ты вести ЗОЖ»

Данные формы и методы работы с родителями по формированию здорового образа жизни использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Данные принципы отражены в ФГОС. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные методы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

- «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями, увидеть формы работы по закаливанию, укреплениюздоровья ребенка в детском саду. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся коллективом ДОУ, задачами и формами работы ДОУ по формированию у детей здорового образа жизни.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. («Закаливание», «Вредные привычки», «Простудные заболевания», «Как уберечь ребенка от болезней» и т. д.) Очень часто на такие мероприятия приглашают специалистов по здоровому образу жизни – психолога, мед. сестру, врача, специалистов нетрадиционной медицины и т. д

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Темами таких вечеров могут стать: «Новые методы закаливания», «Для чего необходим кислородный коктейль», «Повышение самооценки» и т. д. Стоит отметить, что данные вечера должны проходить в доброжелательной обстановке, не допускается форма экзамена.

Кроме того, существуют досуговые формы взаимодействия детского сада с семьей. Досуговые формы организации общения призваныустанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. К данным формам работы относятся : праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Темами такой формы работы могут быть : «Папа, мама, я — дружная семья», «Зарничка», семейные Олимпийские игры

Таким образом, мы видим, что существует огромное многообразие форм взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам формирования у детей здорового образа жизни : общее родительское собрание ДОУ, педагогический совет с участием родителей. родительская конференция, тематические консультации, групповые собрания, «Круглый стол», открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей, презентация дошкольного учреждения, клубы для родителей, вечера вопросов и ответов

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Использование активных форм и методов работы с родителями для активизации взаимодействия в ДОУ и семьи (1слайд) Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости,.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения В 2013 г. утвержден Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, который предоставил возможность перехода на более качественный.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения» Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Обнимайте малышей под любым предлогом! ведь от маленьких детей еще пахнет Богом. Пояснительная записка Актуальность проекта: В условиях.

План летней оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи работы в летний оздоровительный период….3 2. Регламентирующие нормативные документы …7 3. Принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей
Опубликовано: 12 января 2017 в 19:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование различных методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию ЗОЖ у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Глазова (УИ 465495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД