Юлия Абдрахманова
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Слайд 2
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни - эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ, попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Слайд 3
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле
процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Слайд 4
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании (слайд 5)
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании (слайд 6)
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, воспитание валеологической культуры, получение знаний о здоровье, обеспечение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании (слайд 7)
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании (слайд 8)
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии : разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании (слайд 9)
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (слайд 10)
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (слайд 11)
технологии, направленные на развитие культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей включена система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов в ходе воспитания и обучения. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Рассмотрим группы педагогических здоровьесбергающих технологий.
(слайд 12)
Используются чаще технологии сохранения и стимулирования здоровья
динамические паузы: пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности.
Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Подвижные и спортивные игры: подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Как часть физкультурного занятия: на прогулке, групповой комнате – с малой, средней степенью подвижности.
Релаксация (слайд 13) Можно использовать спокойную музыку, звуки природы
Гимнастика пальчиковая: рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз: рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная: Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 5-10 мин после дневного сна
это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Гимнастика бодрящая: ежедневно, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья»
Технологии обучения здоровому образу жизни (слайд 14)
Гимнастика утренняя: ежедневно утром, перед завтраком во всех группах
Самомассаж: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, тонизирует весь организм. проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых: физкультурные праздники, дни здоровья, развлечения
Коррекционные технологии
• Технология музыкального воздействия. Используется в качестве вспомогательного средства, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
• Сказкотерапия. Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание
• Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.