Наталья Козина
План летней оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи работы в летний оздоровительный период….3
2. Регламентирующие нормативные документы …7
3. Принципы планирования оздоровительной работы в ДОУ ….…8
4. Формы оздоровительных мероприятий в летний период…. 9
5. Планирование работы в летний оздоровительный период…. 14
6. Блок I. Создание условий для всестороннего развития детей….14
7. Блок II. Организация Физкультурно-оздоровительной работы. 16
Публикация «План летней оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
8. Блок III. План мероприятий работы с детьми…. 18
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период - это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников.
Задачи работы с детьми :
Образовательная область «Физическое развитие» :
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
Образовательная область «Речевое развитие» :
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь;
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательных интересов детей, расширение опята ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
Формирование элементарных математических представлений;
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей;
Ознакомление с природой и природными явлениями;
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Воспитание умения правильно вести себя в природе;
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Образовательная область «Социально-личностное развитие» :
Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи работы с педагогами :
Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
Обеспечение методического сопровождения для планирования и организации летнего отдыха.
Задачи работы с родителями :
Повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха детей.
Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Регламентирующие нормативные документы
Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г);
Конституция РФ от 12.12.1993г (ст. 38, 41, 42, 43);
Федеральный закон от 24.07.98 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Приказ министерства образования и науки РФ от 27.10ю2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
Приказ Минздрава России от 04.04.03 Н 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольн7ого образовательного учреждения СанПин 2.4.1.3049-13.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденной Минпросвещения РСФСР 30.01.1955;
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой; Т. С. Комаровой; В. В. Гербовой.
Принципы планирования оздоровительной работы
При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:
комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;
использование простых и доступных технологий;
формирование положительной мотивации у детей медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Формы оздоровительных мероприятий в летний период.
1. Организованная образовательная деятельность - Это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД в ЛОП должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.
Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности :
Младшая группа — 15 минут
Средняя группа — 20 минут
Старшая группа — 25 минут
Подготовительная группа — 30 минут
2. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.
3. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
• сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);
• несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания; • дворовые;
• народные;
• с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут.
4. Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Варианты:
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• ритмические движения; •упражнения на внимание и координацию движений;
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных яблок. • упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных мышц;
• гимнастика расслабления;
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);
• упражнения на формирование правильной осанки;
• упражнения на формирование свода стопы
Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:
младшая группа – 6 минут; средняя группа — 8 минут;
старшая группа — 10 минут; подготовительная группа— 12 минут.
5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений:
• катание на самокатах;
• езда на велосипеде;
• катание на роликовых коньках;
• футбол;
• баскетбол;
• бадминтон.
Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:
средняя группа - 10минут; старшая группа — 12 минут; подготовительная группа — 15 минут.
6. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно-игрового характера. Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений:
• с предметами и без предметов;
• на формирование правильной осанки;
• на формирование свода стопы;
• имитационного характера;
• сюжетные или игровые;
• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер);
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии; • на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии.
Место проведения – спальня. Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут.
7. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально.
8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей:
элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса);
• закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
• специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом.
Планирование работы в летний оздоровительный период
Блок 1. Создание условий для всестороннего развития детей
Направления работы
Условия реализации работы Ответственный
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организация питьевого режима Наличие индивидуальных кружек, чайника, охлажденной кипяченой воды.
Воспитатели, медсестра
Организация закаливающих процедур Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног, лейка, тазик.
Воспитатели, медсестра
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках. Медсестра, завхоз
Формирование основ безопасного поведения и привычки к ЗОЖ Наличие дидактического материала для работы по ПДД, ЗОЖ, ОБЖ. Старший воспитатель
Организация двигательного режима
Наличие физкультурного оборудования.
Проведение коррекционной работы (осанка, плоскостопие и т. д.).
Индивидуальная работа по развитию движений.
Организация спортивных праздников досугов.
Воспитатели
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Организация познавательных тематических досугов Разработка сценариев
Подготовка атрибутов и костюмов. Наличие дидактических игр и пособий. Воспитатели
Организация прогулок и экскурсий Разработка маршрутов. Старший воспитатель
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация занятий по ознакомлению с природой Наличие календаря природы, пособий и картин по ознакомлению с природой, дидактических игр с экологической направленностью.
Воспитатели
Организация изобразительной деятельности Наличие изобразительных средств и оборудования.
Организация конкурсов, выставок внутри детского сада, игр с песком и водой. Воспитатели
УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд в природе Наличие оборудования для труда, клумб, уголков природы в каждой группе. Воспитатели
Ручной труд Наличие средств для художественно-эстетического развития, природного материала, нетрадиционного материала.
Организация конкурсов, выставок поделок и др. Воспитатели
Блок 2. Работа с детьми.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Содержание Возрастная группа Время проведения Ответственный
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМА
Переход на режим дня в соответствии с теплым временем года
(прогулка 4-5 часов, сон – 3 часа, занятия на свежем воздухе) М, СР, СТ Ежедневно
Воспитатели, старший воспитатель
Организация жизни детей в адаптационный период. М Ежедневно Воспитатели, медсестра
Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. М, СР, СТ Ежедневно
Воспитатели, медсестра
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Утренняя зарядка на воздухе
М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Гимнастика пробуждения М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Организованная образовательная деятельность по физической культуре М, СР, СТ 3 раза в неделю Воспитатели
Оздоровительная ходьба за пределами ДОУ М, СР, СТ Еженедельно Воспитатели
Игры с мячом, развитие умения действовать с предметами М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Метание мяча в цель СР, СТ Еженедельно Воспитатели
Прыжки через скакалку разными способами СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Прыжки в длину с места М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Подвижные игры на прогулке М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели
Спортивные досуги М, СР, СТ 1 раз в две недели Воспитатели
ЗАКАЛИВАНИЕ
Воздушные ванны (в облегченной одежде) М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели, медсестра
Прогулки на свежем воздухе М, СР, СТ Ежедневно Воспитатели, медсестра
Хождение босиком по траве СР, СТ Ежедневно Воспитатели, медсестра
Хождение босиком по дорожке здоровья СР, СТ Ежедневно Воспитатели, медсестра
Обливание ног СР, СТ Ежедневно Воспитатели, медсестра
Игры с водой М, СР, СТ На прогулке Воспитатели, медсестра
КОРРЕКЦИОННАЯ-РАБОТА
Корригирующая гимнастика М, СР, СТ После сна Воспитатели
Профилактика плоскостопия М, СР, СТ 1-2 раза в неделю Воспитатели
Профилактика нарушения осанки М, СР, СТ 1-2 раза в неделю Воспитатели
Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и др. гимнастики М, СР, СТ 2-3 раза в неделю Воспитатели
Блок 3. План мероприятий работы с детьми
Задачи по основным направлениям развития:
1. Познавательное развитие:
- расширять знания детей об окружающем мире;
- Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
- Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
2. Речевое развитие:
- развивать речевую активность, закреплять правильное звукопроизношение
- побуждать малышей эмоционально откликаться на литературное произведении.
- На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь;
- Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.
3. Физическое развитие:
- развивать физические способности детей, координацию движений, мелкую моторику
- обучать ходьбе, бегу, прыжкам
- формировать стойкое положительное отношение к двигательной активности
4. Художественно-эстетическое развитие:
- вызывать интерес к процессу рисования, лепки
- учить простейшим изобразительным навыкам
- развивать музыкальные способности, чувство ритма, выразительность движений
5. Социально-личностное развитие:
- способствовать положительно – эмоциональному настрою
- воспитывать интерес к игре с куклой
- развить коммуникативные навыки, эмоциональный контакт со взрослыми, сверстниками
Тематический план воспитательно – образовательной работы в летний оздоровительный период
Тема месяца: «Вот и лето пришло!» (июнь 2016)
Неделя Тема недели Дата Содержание работы Ответственные
1 неделя «Вот и лето пришло» 1 июня Праздник «Здравствуй, лето!», посвящённый Дню защиты детей.
Рисунки на асфальте «Мир глазами детей!»
Конкурс на лучший летний участок.
Рассматривание картинок, чтение художественной литературы, беседы о лете, о сезонных изменениях Ст. воспитатель,
Муз. руководитель воспитатели
2 неделя Пушкинская неделя 6 – 7 июня
8,9,10 июня День Пушкинской поэзии
Инсценировка «Моя любимая сказка» А. С. Пушкина
Выставка детского творчества «Моя любимая сказка»
Чтение сказок А. С. Пушкина, автобиография поэта.
Всё о насекомых. Рассматривание картинок, беседы о насекомых. Заучивание стихотворений о насекомых Ст. воспитатель
Воспитатели
3 неделя Всё о России 13 июня День России
Спортивное развлечение «Во поле березка стояла»
Экскурсия к достопримечательностям нашего поселка.
Чтение гимна, разговор о флаге, символике. Заучивание народных пословиц. Ст. воспитатель
Воспитатели
4 неделя Неделя здоровья 20 июня День медицинского работника
Беседы о правильном питании.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни, заучивание пословиц и поговорок о здоровье, чтение художественной литературы. «Рассматривание иллюстраций: «Профессия врач»
Нарисуй любимого героя из сказки «Айболит» К. Чуковского
Выставка творческих работ «Полезные истории»
Ст. воспитатель
Воспитатели
5 неделя Неделя спорта 27 июня День пап
Рассматривание фотографий, иллюстраций «Дети занимаются спортом, физкультурой». Загадывание загадок о спортивных атрибутах. Беседа на тему "Моя семья и физкультура". Разминка «Что такое физкультура».
Физкультурный досуг с папами на воздухе «Физкульт - ура!»
Ст. воспитатель
Воспитатели
(июль 2016) Тема месяца: «Ребёнок и природа!»
Неделя Тема недели Дата Содержание работы Ответственные
1 неделя «Водное царство» 4 июля
Славянский праздник Ивана Купала. Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Выставка творческих работ «Водное царство»
Знакомство с праздником: картинки и иллюстрации.
Показ для всех групп детского сада фото - проекта на тему данного праздника.
Игры с водой, песком.
Жители моря, океанов. Всё о рыбах. Ст. воспитатель
Воспитатели
2 неделя Неделя семьи 11 июля Всероссийский день семьи
Спортивный праздник «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Беседы с детьми: «Моя семья», «Что такое родословное древо», «Семейный герб» - совместно с родителями
Беседа «Что радует и огорчает близких людей»
Наблюдения за прохожими на прогулке
Фотовыставка "Наша дружная семья" Ст. воспитатель
Воспитатели
3 неделя «Лето красное» 18 июля Лето красное
Беседы: «Любимое время года», «Почему лето называют красным», «Летние развлечения»
Чтение стихов, отгадывание загадок о лете
Аппликация (обрывание)/
Выставка «Что нам лето подарило» Ст. воспитатель
Воспитатель
4 неделя Неделя природы 25 июля Наблюдения за погодными явлениями, птицами, цветами.
Рассматривание альбомов «Времена года»
Конкурс загадок о природе
Чтение художественной литературы природоведческого характера
Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»
Изготовление знаков «Правила поведения в лесу»
Спортивное развлечение «У медведя во бору» Ст. воспитатель
Воспитатель
(август 2016) Тема месяца: «Последний месяц лета!»
Неделя Тема недели Дата Содержание работы Ответственные
1 неделя «Что нам лето подарило» 1 августа Знакомство со злаковыми культурами
Беседы: «Откуда пришла булочка»
Чтение и разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, художественных произведений о хлебе
Рассматривание альбома «Путешествие колоска»
Рисование: «Хлеб – хозяин дома», «Береги хлеб»
Презентация «Хлеб – всему голова»
Драматизация сказки «Колобок»
Оформление альбома «Поэты о хлебе» - совместно с родителями Ст. воспитатель
Муз. рук-ль
Воспитатель
2 неделя Неделя спорта 8 августа Эстафеты: «Достань до флажка», «Попади в цель», «Меткие футболисты», «Быстрые наездники»
Катание на самокатах, велосипеде
Рисование «Спортивная эмблема», «Олимпийский мишка»
Спортивное развлечение «Олимпиада - 2016» Ст. воспитатель
Воспитатель
3 неделя «Грибы и ягоды» 15 августа Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок о грибах и ягодах. Загадки, стихи, рассказы.
Конструирование грибов.
Рисование ягод
Музыкальное развлечение «Грибной урожай в наш край» Ст. воспитатель
Муз. работник
Воспитатели
4 неделя «Дорожная безопасность» 22 августа Сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, тренингов, различных мероприятий, чтение художественной литературы.
Рисование «Дорожные знаки»
Итоговое мероприятие «Дети и дорога»
Ст. воспитатель
Воспитатель
Блок 4. Работа с педагогами
Форма Содержание Время проведения Ответственный
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Педагогический совет Утверждение проекта перспективного плана на ЛОП
Итоговое совещание. Май
Старший воспитатель
Заведующая
Заседание при старшем воспитателе Выявление промежуточных результатов, проблем, перспектив.
Май
Старший воспитатель